Это точно. Мне в некоторые части города даже быстрее лесом ходить, чем автобуса ждать.
Сегодня смотрю: на берегах оврагов черемуха зацветает. В городе уже дня три как цветет.
Перечитала еще раз пост «от Могултая» и заметила кое-какие неточности.
Ну и написала очень много буков...
Вот пишет автор, что все персонажи ВК воюют против Зла за какие-то близкие и понятные ценности: свою жизнь, жизнь и благополучие близких, родной страны и так далее. И лишь Гендальф-засланец и Фродо-пострадалец вкладывают силы в борьбу за чистую идею. И почему-то приравнивает такую деятельность к идеологии большевизма и нацизма.
Вот я и решила сравнить моральные и поведенческие конструкции всех трех систем: большевизма, нацизма и «добротолюбия».
Начинаем с понятного – большевизма.
Танкист Сергей Луконин воюет в Испании. За идею. В чем она, эта идея?
В фильме есть эпизод, когда Луконин учит язык и вообще знакомится с Францией в беседах с беженкой оттуда. Заходит разговор об Испании, о том, что там война. Француженка самоуспокаивающе замечает:
- Кажется, эта война достаточно далеко.
На что Луконин отвечает:
- Война никогда не бывает достаточно далеко.
Еще в одном предвоенном фильме летчик говорит товарищу:
- Войну надо остановить там, чтоб она не пришла сюда.
Рациональная мысль? Вполне. Ее рациональность подтверждена историческими фактами. Проученные на монгольской и китайской границах японцы 6 лет щелкали зубами, но напасть так и не решились.
Луконин, конечно, офицер, профессиональный военный. Война – его работа.
Потому стоит взять тоже полулитературный (а наполовину историчный) персонаж: бригадира Кайтанова из «Добровольцев» Долматовского. Этот человек тоже едет в Испанию драться за идею. Идея же проста: помощь народу, который борется с фашизмом. Победит – еще в одной стране фашизма точно не будет. Эта страна не окажется вражеской. Тоже вполне рационально. Ну и к тому же в Испании воюют его друзья из метростроевцев…
Для большевизма фашизм – самое настоящее Зло. Для нацизма ужасное зло – большевизм. Для добропоклонника Фродо Зло – Саурон, его страна, его народы.
Откуда Кайтанов и Луконин знают, что фашизм – зло? Из множества источников, которые сообщают конкретные факты. И факты эти не скрывает сам фашизм. Во всяком случае, так называемая «хрустальная ночь» была задокументирована в фотографиях, предоставленных иностранным изданиям. Расовая теория также не скрывалась, а даже пропагандировалась за рубежом. Программа стерилизации унтерменшей подавалась мировому общественному мнению как забота о здоровье нации. Ну и программная книга Гитлера, переведенная на множество языков к 1936 году откровенно провозглашала завоевательную политику в будущем.
Ну и работал у Кайтанова Макс (в книжке - Фриц), проверивший фашизм на злобность лично.
Возьмем теперь гипотетический персонаж: какого-нибудь Петера Хасселя из Берлина. Пусть он будет не метростроителем, а, скажем, коммивояжером. И удачливым: имеющим ненаемный дом и некоторые сбережения. Петер Хассель убежден, что большевизм – зло. Потому что большевики наверняка отняли бы у него, Петера Хасселя, дом, банковский счет и прочие ценности. Кроме того, при большевиках монголы, евреи, цыгане и даже негры съели бы всю сметану и белый хлеб, а также изнасиловали бы его, Петера, жену, а возможно, и бабушку.
Откуда у Петера такая информация? В газетах он читает о национализации в СССР. О жилищном уплотнении. О государственной торговой монополии. О расширении прав женщин на самостоятельное ведение хозяйства, расторжение брака и воспитание детей. О том, что НКПС возглавляет чистокровный еврей, а страну – грузин. Все это факты, которые он даже лично может проверить, пообщавшись с какими-нибудь эмигрантами из России.
Для Фрода Зло – Саурон. Откуда у Фродо эта информация? Из единственного источника: речей Гендальфа! Что характерно, даже оказавшись рядом с человеком, непосредственно и жестко соприкасавшимся с этим самым Злом, Фродо не пытается расширить свои знания. Ну не тянет его беседовать с Боромиром на военно-политические темы.
Почему Фродо уверен, что Саурон – Зло? Ведь Гендальф не приводит никаких фактов, это доказывающих. Правда, Фродо у дядюшки прочитал про прежние войны. Но это все случилось тысячелетия назад. За такой промежуток времени одни народы исчезают, их место занимают другие. Есть ли у Фродо доказательства, что Саурон по-прежнему собирается устроить себе империю «от можа до можа». Что действительно подчиняет себе насилием всех соседей, а не пытается исключительно сломать равновеликий Гондор? Только слова Гендальфа.
Что сауроновы войска совершают преступления типа тотальных зачисток? А вот об этом даже Гендальф вроде бы ничего не сообщает.
Зато Дедуля предупреждает, что Саурон когда-нибудь и до хоббитов доберется. «потому что хоббиты подлые рабы приятнее ему, чем хоббиты свободные и веселые». Но вопрос: а чем Сэм-подлый раб будет отличаться от Сэма-добродетельного слуги? И в чем появится разница для самого Сэма?
Получается, что все идейные убеждения Фродо базируются на блестящих неопределенностях, которыми загрузил его Гендальф.
Далее – уже действия во имя идеи.
Кто такой Кайтанов? Строитель, технолог, сменный мастер, потом начальник участка, потом инженер. Стрелок, мотоциклист, парашютист – человек, имеющий военные навыки. В Испании он сможет не только постреливать по фашистам, но и помогать строить укрепления и проводить спасательные и аварийно-восстановительные работы.
Допустим, наш Петер Хассель отслужил в вермахте. То есть: владеет оружием и даже техникой. Минимум – может стрелять во врагов и попадать. Но даже если окажется наш Петер плоскостопым белобилетником, его все же обучили в фольксштурме заряжать, целиться и нажимать на спуск. И пусть фольксштурм – в отличие от народного ополчения – был принудительным формированием, он был боеспособен.
А кто наш Фродо с точки зрения боеспособности? Даже не ноль, а отрицательная величина – помеха настоящим бойцам в походе и сражении. И все же за свою идею шлепает босыми пятками во вражескую страну…
А какие цели рисует идея, за которую сражаются все трое героев?
У Кайтанова все просто: мир, дружба, братство и равенство, строительство метро в новых городах. Любящая, хоть и суровая жена, бойкий сын, друзья по половине Европы и сколько-то в Азии. Короче, свободный трруд на свободной земле. Сам же руководитель строительства канала, ведущий инженер Кайтанов может расписать свое представление о победе и счастье в деталях. Но до конца фильма так и не сформулировал, потому что всем вокруг него и так было понятно.
Для Петера Хасселя цель тоже существует. Если провозглашенные в «Майн Кампф» задачи будут решены в полном объеме, наш Петер заделается латифундистом, сметаны, белого хлеба и свиных ножек будет навалом. Дети получат наилучшее образование и чего-нибудь достигнут в будущем. Скажем, станут генералами или владельцами заводов… В общем, благолепие фантазийно-феодальное и притом вполне индустриальное.
А как видит окончательную победу Добра Фродо? Что характерно – никак! Он даже не вполне уверен, что эта победа когда-нибудь вообще состоится. Блестящие неопределенности Гендальфа висят в воздухе. Ведь никакого вознаграждения усилий даже не предусматривается. Зато наказание очевидно: Дедуля регулярно предупреждает о неисчислимых несчастьях в будущем.
Ну и: похоже ли добротолюбие ВК на большевизм или нацизм? Слабо. Точнее – совсем непохоже.
А вот на религию – поразительно похоже! Та же обязанность верить, не требуя доказательств. То же отвержение знаний, отказ думать своей головой. То же руководство при помощи запугивания. Безразличие высшего к судьбе низшего-исполнителя. Недопустимость вообще хоть малейшего недоверия со стороны этого низшего высшему.
Гендальф – проповедник, Фродо – послушник, избранный жертвой, а вовсе не идейный борец.