Принципиальную, ткскть, основу версии я излагала еще когда мы читали главу о Браголлах: что Моргот тут, как обычно, ни при чем, а а конце 5 в. П.Э. по северным землям прокатилось огромное нашествие откуда-то с востока. Нашественниками были, естественно, люди. Первая волна, которая состояла из отступающих перед собственно нашественниками, вызвала то, что потом назвали Браголлах, а к 472 г. подошли основные силы.
И то, что мы сейчас читаем - оно больно хорошо в эту версию укладывается. Вся эта каноническая идея о том, что-де вот Моргота надо громить всем миром, пока и тыры-пыры, не выдерживает никакой критики. Потому что а) Моргот им жить не мешал совершенно (а они, соответственно, ему) и б) а чо это вдруг? 450 лет жили - Моргота не били, а тут вдруг всхомянулись бить?! И если нолдор наконец-то, после почти пятисот лет, прожитых в Средиземье, начали собираться в кучу, то только из-за какой-то новой угрозы, гораздо более реальной, чем Моргот у себя за горами. Тот же Маэдрос, который обитал в Восточном Белерианде, который имел больше сведений о происходящем за Эред Луин и который вместе с Маглором первым попал бы под удар этой приближающейся орды, естественно, начал собирать союз.
И Тингол отказался участвовать не потому, что за сильмарилл или на КиК сильно обиделся, а потому что всерьез полагал, что в его леса никакие нашественники не сунутся. Ну, вот на всякий случай укрепил границы и засел.
И что к истерлингам новые их сородичи подходили из-за Эред Луин - чо б они вдруг этим занялись? Сил нет, как захотелось воевать с Морготом, которого они даже издали не видели никогда? Нет, с земель за Эред Луин продолжали подтягиваться беглецы.