Берен был объявлен вне закона в Дортонионе (вероятнее всего, за убийство высокородного эльфа) и вместе с другими внезаконниками вел соответствующий образ жизни - они не были разбойниками в прямом смысле слова, т.е. разбойничали только для поддержания штанов, а не с целью получения прибыли. Четыре года спустя шайку все-таки перебили, но Берену удалось ускользнуть. Его продолжают искать и еще четыре года спустя загоняют в совсем дальний угол, откуда Берену приходится бежать вон из Дортониона самой неудобной дорогой: через горы Горгорот. Он решает укрыться в Дориате, поскольку там его точно никто не будет искать. Он пробирается в Дориат и еще около года ведет там привычный скрытный образ жизни. Дориат очень велик, а население имеет довольно разреженное, так что Берена никто не замечает.
В один прекрасный день где-то поблизости от Менегрота Берен замечает Лютиэн. Некоторое время он следит за ней, подкарауливает и тащит в кусты ради известного дела (на самом деле это не слишком трудно, потому что даже сопровождающие Лютиэн фрейлины/сенные девки не торчат при ней неотлучно, и если группа девиц, аукая, разбрелась по лесу, собирая цветочки-ягодки, поймать одну из них так, чтобы другие не видели, особых проблем не составляет - ведь девицы абсолютно ничего не опасаются). После этого Берен дает тягу от Менегрота, предполагая, что его будут искать. Лютиэн возвращается домой, с трудом понимая, что с ней произошло и что теперь делать. Она больше не высовывается в лес и никому ничего не говорит, поэтому в погоню за Береном никто не кидается. Тот, опять же, не видя погони, приходит к выводу, что порушенная девица, судя по всему, решила замолчать инцидент, поэтому Берен понижает уровень бдительности до обычного. Еще некоторое время спустя Лютиэн все же рассказывает о случившемся родителям. Родители, все такие правильные, естественно, встают на уши, называют дочь всякими словами и начинают думать, что же им теперь делать с этой потаскухой - потому что священные писания и законы ничего не говорят на этот счет.
Тингол находит следующее решение: выдать дочь за виновника торжества и таким образом прикрыть срам законным браком, а потом Берена убить.
Берена ловят (с помощью той же Лютиэн, используя ее как своего рода приманку), и Тингол делает ему предложение, от которого, по его мысли, Берен не сможет отказаться. Но, чтобы оправдать в глазах общества бракосочетание единственной дочери со смертным бродягой, Тингол задумывает спектакль с якобы добычей сильмарилла (который сильмарилл уже давно лежит у него в закромах). Берен должен пойти, погулять немножко за пределами Дориата и вернуться, как будто за сильмариллом ходил. Лютиэн пока сажают в дом на дереве, чтобы скверну не распространяла.
Но Берен, предвидя свою дальнейшую участь, решает удрать из Дориата совсем, пока цел. Он уходит на юг, продолжая держаться как можно дальше от мест, где его могут узнать. Так он оказывается на территории Нарготронда, но там и населения, и порядка больше, чем в Дориате, и Берена ловят. Чтобы избежать неприятностей, он заявляет, что-де идет к королю, вот у него колечко, которое король подарил его отцу там-то и там-то, обещая помощь и т.д. Берена приводят к Финроду. Там Берен рассказывает, что-де послал его Тингол за сильмариллом и т.д. (в общем, как в каноне). Финрод говорит, что видит кольцо впервые в жизни и никогда ничего Барахиру и не дарил и не обещал. Ах, простите-извините, обознался - и Берен уходит из Нарготронда. Он идет на север, потому что других вариантов у него нет.
Одновременно с этими событиями КиК узнают о происходящем в Дориате и составляют коварный план: выкрасть Лютиэн, жениться на ней Келегорму, а потом ликвидировать Тингола и предъявить права на дориатский трон.
С этой целью КиК приезжают в Нарготронд, потому что удобнее действовать оттуда. Они таки выкрадывают Лютиэн под предлогом, что везут ее к Берену, а доставив в Нарготронд, запирают под замок, и Келегорм начинает официальную процедуру сватовства.
В это же время Ородрет Безземельный, давно завидующий дядюшкину имению, таки осуществляет свой план: под его влиянием, науськиванием и т.п. мужи Нарготронда выражают Финроду вотум недоверия и вежливо просят его вон. Финрод ничего не может поделать, и ему приходится уйти с горсткой сопровождающих. Но далеко уйти не получается - покинув королевство, он оказывается на землях Мелких гномов, те ловят его, узнают и радостно продают Тху на Тол-ин-Гаурхот. Купив Финрода, Тху предлагает вернуть его за выкуп. Ородрет, которому только того и надобно, пафосно отказывается, и Тху казнит Финрода.
Берен добирается до Тол-ин-Гаурхот и устраивается там на службу.
КиК уезжают домой, везя с собой Лютиэн.