В примечаниях к "Роду Элроса" писано бысть, что сперва Профессор выдал обычным нуменорцам срок жизни втрое больше обычных людишек, т.е. до 200 лет примерно (и это вошло в Сильм и в ВК), и только королям вдвое больше, а потом передумал и сделал этот разрыв между монархами и подданными поменьше. И написал, что рядовым нуменорцам было выдано впятеро, т.е. примерно до 350 лет. Но тогда лично мне непонятно, отчего Эрендис сокращалась, что-де муж ейный где-то шляется, а ее жизнь короче, чем его. Там разницы-то выходило каких-то лет сорок, было бы из-за чего шум поднимать.
Ну так вот. И мораль, значит, такая пошла:
"In this account, only Elros was granted a peculiar longevity, and it is said here that he and his brother Elrond were not differently endowed in the physical potential of life, but that since Elros elected to remain among the kindred of Men he retained the chief characteristic of Men as opposed to the Quendi: the ‘seeking elsewhither’, as the Eldar called it, the ‘weariness’ or desire to depart from the world. It is further expounded that the increase in the Nŭmenorean span was brought about by assimilation of their mode of life to that of the Eldar: though they were expressly warned that they had not become Eldar, but remained mortal Men, and had been granted only an extension of the period of their vigour of mind and body. Thus (as the Eldar) they grew at much the same rate as other Men, but when they had achieved ‘full-growth’ they then aged, or ‘wore out’, very much more slowly. The first approach of ‘world-weariness’ was indeed for them a sign that their period of vigour was nearing its end. When it came to an end, if they persisted in living, then decay would proceed, as growth had done, no more slowly than among other Men. Thus a Nŭmenŏrean would pass quickly, in ten years maybe, from health and vigour of mind to decrepitude and senility. In the earlier generations they did not ‘cling to life’, but resigned it voluntarily. ‘Clinging to life’, and so in the end dying perforce and involuntarily, was one of the changes brought about by the Shadow and the rebellion of the Nŭmenŏreans; it was also accompanied by a shrinking of their natural life-span".
"В этом рассказе только Элросу было даровано необычное долголетие, и здесь говорится, что он и его брат Элронд не были по-разному наделены физическим потенциалом жизни, но коль скоро Элрос избрал остаться среди родичей людей, он сохранил главные характеристики людей, как противоположности квенди: "искание там и сям"
[Мерриам-Вебстер дает для "elsewhither" такое значение: "в том или ином месте в другом направлении или к другой цели" - скажите это как-нибудь по-русски], как называли это элдар, "усталость" или желание покинуть мир. Далее разъяснялось, что увеличение срока жизни нуменорцев было вызвано уподоблением их образа жизни таковому элдар: хотя они были явно предупреждены, что они не стали элдар, но остались смертными людьми, и им было даровано только продление периода их силы ума и тела. Таким образом (как элдар) они росли примерно с той же скоростью, что и другие люди, но когда они достигали "полного роста", они затем старели или "изнашивались", гораздо более медленно. Первое приближение "усталости от мира" было для них в самом деле признаком того, что период их силы/бодрости приближался к концу. Когда он подходил к концу, если они упорствовали жить, тогда увядание
[распад, тление] продолжался бы, как и рост, не медленнее, чем среди других людей. Таким образом, нуменорцы бы переходили быстро, возможно, в десять лет, от здоровья и силы духа к дряхлости и старческому слабоумию. В более ранних поколениях они не "цеплялись за жизнь", но отказывались от не добровольно. "Цепляние за жизнь" и, следовательно, в конечном итоге умирание силой и непроизвольно были одним из изменений, вызванных Тенью и мятежом нуменорцев; это также сопровождалось сокращением их естественной продолжительности жизни".
Ну, сумрачный ум гуманитария как обычно...

Даже не знаю, с чего первого начать.
Прежде всего, нам канон вроде бы досель все наоборот говорил. Что это эльфы во Внешних Землях устают от мира. В Валиноре тоже, но медленнее. Эльфы, а не люди. А теперь тот же автор уверяет нас, что это люди от мира устают, а не эльфы. Эээ... внизапнэ...
Во-вторых, не знаю, как там эльфы, но уж о людях мы судить можем вполне уверенно: мы сами люди, даже те, кто нелюди, и с рождения живем среди людей. И точно знаем, что вся эта "усталость от мира" (от которой тухлой Рыбой несет за двадцать верст) отнюдь не свойственна всему роду людскому как безусловная данность. Род людской, весь целиком как таковой, от жизни как раз не устает и миром не пресыщается, и вон из мира не торопится. "Не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием". Не болтай ерунды, Профессор, лучше в свою священную книгу загляни - там иной раз здравые вещи попадаются.
В-третьих, я чо-то не понимаю этого навязчивого мотива о маразме. Даже в наше время, когда человек имеет гораздо больше для этого возможностей, подавляющее большинство пожилых людей в маразм таки не впадают. Старость не означает автоматически маразма. Так и почему нуменорцы-то непременно должны в маразм скатываться поголовно?!
В-четвертых, ах, какая прелесть! Какая прелесть это "они упорствовали жить"! Вот же сцобаки какие, умирать не желают.
В-пятых, кто-нибудь понимает, как вообще совместить усталость от мира и желание его покидать, якобы свойственные всему роду людскому, и цепляние нехороших нуменорцев за жизнь? Как одно стыкуется с другим? Если они так уставали-уставали от мира, если они так желали-желали его покинуть, то какого лешего они за жизнь-то держались? Где логика?! Но Профессору, как обычно, неувязочки пофигу. Он еще и не такое умеет. Он вообще в одном предложении сам себе противоречить может.
В-шестых, я, кажется, начинаю понимать, откуда внутрисюжетно эти ноги произросли. Нуменорцы должны были равняться на эльфов, как на образец и идеал (сюда же, кстати, и воздержание). И поскольку эльфы вечно молоды и не бывают старыми и дряхлыми, и нуменорцам тоже надлежит быть только молодыми или зрелыми, но никогда не старыми. Почуяв приближение старости, истинно правоверный нуменорец должен был умереть, чтобы лежать в гробу красивым и не поганить лик Арды своими морщинами и сединами.