Ассоциации вещь упрямая, и к этому выходу армии из Минас Моргула в моем воображении давно прилепился вот этот музыкальный кусок:
[embed src=\\\'
\\' type=\\\'application/x-shockwave-flash\\\' wmode=\\\'transparent\\\' allowfullscreen=\\\'true\\\' allowscriptaccess=\\\'always\\\' flashvars=\\\'fs=1&rel=0\\\' width=\\\'480\\\' height=\\\'360\\\'][/embed]
А почему? А какая связь?
А вот так!
Возможно, это потому, что сия пиеса с какими-либо ориентальскими танцами не ассоциируется от слова совсем. Потому что сходства здесь разве что гармонический минорный лад. Невооруженным ухом слышно, что это только имитация восточной музыки, написанная чисто западным композитором. А знаете, почему? Из-за ритм-секции.
Это может показаться странным, но западный музыкальный мир совершенно не умеет обращаться с ударными инструментами так, как это делается на Востоке. Возможно, причина тут в отсталости Запада: вы будете удивлены, но европейская музыка развивалась и на протяжении столетий существовала без ударных инструментов вообще. Роль их в музыкальных ансамблях выполняли теорба, архилютня и прочие массивные струнные инструменты. Первым, кто вообще ввел ударные в состав симфонического оркестра, был Йозеф Гайдн аж в 18-м веке. В то время как на Востоке разнообразные ударные инструменты существовали со времен незапамятных. И поэтому в восприятии европейского слушателя восточная музыка - это музыка с ударными инструментами.
"Всё, понял, не дурак", называется.
Поэтому если европеец (или любой человек, воспитанный в европейской традиции) хочет написать, типа, восточную музыку, он напущает туда ударных столько, что аж в ушах звенит и ничего другого не слыхать. Так было в 18-м веке, в веке 19-м, 20-м, ну и по сей день продолжается. Изображая восточную музыку, западный человек будет лупить по всем кастрюлям и барабанам со всей дури, чего никогда-никогда не будет делать человек восточный.
В музыке Ближнего Востока ударных действительно много, но ритмический рисунок (гораздо, кстати, более разнообразный, чем имитируют люди Запада) вплетен в музыку как-то очень ненавязчиво и не грузит уши своей выпирающей наглостью.
Вот для примера современный образчик:
[embed src=\\\'
\\' type=\\\'application/x-shockwave-flash\\\' wmode=\\\'transparent\\\' allowfullscreen=\\\'true\\\' allowscriptaccess=\\\'always\\\' flashvars=\\\'fs=1&rel=0\\\' width=\\\'480\\\' height=\\\'360\\\'][/embed]
Видите-слышите? С каким искусством здесь присутствует ритм и насколько по сравнению с ним выпирают ударные в вышеприведенном сочинении. Небо и земля!! Здесь ударные естественны, там над ними разве что вывески нет: "вы обратили внимание, что у нас тут много ударных? Нет, вы точно обратили внимание? Давайте добавим, а то вдруг не все еще расслышали".
Причем вот эта "El hob halal" авторства Хоссама Рамзи, который один из крупнейших не только египетских, но и мировых перкуссионистов, так что ему абсолютно ничего не мешает дубасить в свои барабаны как угодно и сколько угодно вытаскивать их на передний план. Но он ведь этого не делает.
Но все сие было сказано отнюдь не в охулку западных имитациям восточной музыки, а для того, чтобы показать, что имитация всегда получается хреновая. Если отдельно, не как имитация - все нормально.
Вот и здесь (вернулись обратно и посмотрели, с чего начался разговор) музыка с этой исключительно увесистой и навязчивой ритм-секцией никак не ассоциируется с танцами. Под нее не танцевать, под нее армии в бой вести впору. Здесь есть ощущение массивности и неторопливого равномерного движения. А не маршевый характер - так у тех же турок никто под музыку и не маршировал никогда. Ее перед боем играли для поднятия боевого духа, ткскть.
Многабукаф, да. Казалось бы, при чем тут канон?
Ладно, чтобы сбить градус, вспомним бессмертное народное:
Третий день шагает войско
Чародея-короля
Третий день в седле я жёстком
И конечности болят
Пораскинул я мозгами
Надвигая капюшон
Заслоняет обозренье,
На глаза сползает он
Я Ангмарский чернокнижник
В Гондор воевать иду,
Сорок тысяч идиотов
На Минас-Тирит веду
Саурон меня, зараза,
Очень круто обломал
На войну, где страх и ужас,
Он меня, козёл, послал
У меня эмоций много
Там ведь могут и прибить
А так хочется спокойно
Пару тысяч лет прожить.
Тёмной ночью из Лугбурза
Я попробовал слинять,
Но меня поймали орки
Привели в Лугбурз опять
Там владыка очень долго
Мне морали говорил
А потом багровым оком,
Три часа меня сверлил
Я ответил "Фиг с тобою,
раздери тебя Моргот!
Ладно, вынесу я Гондор."
И отправился в поход
Третью ночь мне снится Ангмар
И роханская княжна
Сорок розовых мумаков,
Словом полная шиза.
А ещё мне снится хоббит,
С длинным Арнорским ножом
Он убить меня грозится
Еретенится, пижон.
И во всех моих несчастьях
Саурон лишь виноват
Над собою я не властен
Всё страшнее мести яд
Не видать ему спасенья,
Коль падёт Минас-Тирит
Разверну войска обратно,
Барад-Дур не устоит...