"По меньшей мере, нельзя было бы надеяться для этого Дома на жизнь более долгую, чем Арда, которой он часть"
Интересно, а почему нельзя? Если взять, скажем, десяток гвоздей, сделанных из одного куска металла, один унести в помещение и вбить куда-нибудь, а остальные бросить на улице? Ясно, что вбитый будет не только целым, но и достаточно блестящим, в то время как брошенные превратятся в хрупкие кусочки ржавчины. Даже без воли божьей, а просто в силу разницы во внешних условиях.
Более того, есть у меня гвозди ручной ковки. Уже давно не существует самой кузницы, в которой их отковали, самого кузнеца - а гвозди даже в рабочем состоянии.
Так что если эти душу и тело, слипшиеся в браке по любви, перенести в благоприятные условия, им ничто не помешает пережить Арду. Ну, были ее частью, а потом перестали.
"- Нет, я не верю в это, - сказала Андрет. - Ибо это было бы презрением к телу и мысль о Тьме неестественной в любом из Воплощенных, чья жизнь неиспорченная есть союз взаимной любви"
В рамках эруверия это выглядит сомнительно. Ведь души где-то формует сам папа. Целенькими и готовыми к работе, как новые телевизоры. Настолько защищенными от дурака, что никто не может в них что-то перемонтировать.
А физикой эти души потом обрастают постепенно, причем не только до, но и после рождения. И когда же вспыхивает эта взаимная любовь? На стадии рождения или еще при образовании зиготы? Вот прямо разумная бессмертная душа влюбляется по уши в начавшую делиться клетку?
Пусть Финрод биологией не интересовался, так Андрет должна была бы знать о возможности выкидыша и мертворождения. Отчего тут вдруг исчезает эта взаимная любовь души и тела?
Или в этих рассуждениях просто рассматриваются только взрослые особи, а дети, не начавшие проявлять свойства разумности (не говорящие), не считаются полностью относящимися к человеческой породе?
Да! Вот хоть есть какая-то загробная жизнь, либо душа в человеке с приходом смерти гаснет безвозвратно, как перегоревшая лампочка, результат один: навечное расставание с земной жизнью. И неизвестно, что хуже: просто исчезнуть или вечно тосковать по невозвратимому.
И главное: а какую цель своего существования человек может поставить себе в любом загробном царстве? Что он там будет ДЕЛАТЬ?
Идея вечной праздности в саду "у истока вод" вполне могла родиться в сознании человека эпохи ранних цивилизаций. Ибо пахал он на износ. Потому травка в теньке, полная миска и гурии казались пределом счастья. Но если даже взять такого и поместить в заказанные условия, он скоро начнет буянить, потом пить, а потом повесится. Из-за сенсорного голодания.
А всякие святые отшельники не взбесятся и не повесятся в царстве, где единственное занятие - славление бога, лишь потому, что уже при жизни сдвинутые циклоиды. В смысле - с биполярным расстройством.
Оттого в древности верили сперва в подкурганных призраков могучих предков, потом - в шатающихся по свету призраков. А в наше время сочиняют сказки про "белый бронепоезд" и прочее такое. Потому что даже у воющего в развалинах привидения есть смысл существования.
Вот главная несуразь во всех идеях рая и ада. Реинкарнация, правда, это противоречие снимает, но ее религии Абсолюта отрицают. А эруверие - слепок с закоренелой разновидности авраамической религии.
А если нидайбох тело некоторое рассоединение претерпело - тогда как? Вот-вот в вечность отчаливать, а душа мечется, руки-ноги-голову собирает или из крокодильих зубов, пардон, куски выковыривает? А если нидайбох при пожаре скончался - на том свете так и будешь угольками существовать? Кстати, а как быть с удаленными аппендиксами и прочими хирургическими вмешательствами? Это все надо будет собирать или на новом месте новые выдадут?
Именно что - раз душа забирает с собой именно свой личный пресловутый Дом - придется собирать этот Дом из обломков. Как взорванный дворец реставраторы собирают. И если слопали этот Дом в море две акулы пополам, потом подрались и отправились в два разных океана - придется обеих разыскивать и имущество свое как-то из их брюха вытаскивать.
Так что сидят два умудряя и рассуждают так, словно им по два годика, и они еще не имеют представления о многочисленных вариантах несчастного случая.