Немного о благости аманской:
"Ситуация в Амане требует некоторого рассмотрения. Похоже, что в Амане квенди были мало затронуты в их способах роста (олмиэ) и жизни (койвиэ). Как это было так? В Амане валар поддерживали все в блаженстве и здоровье, и материальные живые существа (такие, как растения и звери), кажется, "старели" или изменялись не быстрее, чем сама Арда. Год для них был валарским годом, но даже его прохождение не приводило их ближе к смерти - или не было видимо и ощутимо: до конца самой Арды увядание не появилось бы. Или так говорят. Но кажется, что не было общего "закона" времени, управляющего всем в Амане. Каждое живое существо, в отдельности, а не только каждый вид или разновидность живых существ, находилось под опекой валар и их помощников майар. Каждый был сохранен в той или иной форме красоты или использования для валар и друг для друга. Этому растению могло быть позволено дозреть до семени, а то растение будет поддерживаться в цветении. Этот зверь мог ходить в силе и свободе своей юности, другой мог найти себе пару и вырастить своих детенышей [см. прим. *].
Теперь возможно (хотя и не определенно) [см. прим.**], что валар могли оказать милость или благословить эльдар, по отдельности или в целом, в подобной манере. Но они не делали так. Ибо, хоть они (мудро или нет) перевезли их в Аман, чтобы спасти их от Мелькора, они знали, что они не должны "вмешиваться в Детей" или пытаться изменить их природу, или доминировать над ними каким-либо образом, или искажать [не в том смысле, в каком Мелькор Арду искажал - то "mar", "портить", а это "wrest" - именно "искажать"] их бытие (в хроа и фэа) в любой другой образ, нежели тот, в котором Эру замыслил их.
Единственный эффект проживания в Амане, [сказывающийся] на эльдар, по-видимому, заключался в следующем: в блаженстве и здоровье Амана их тела оставались в силе и были способны поддерживать большой рост знаний и пыл их духа без какого-либо заметного угасания (кроме как в очень особых случаях: таких, как случай Мириэль). Те, кто вошли в Аман извне или по рождению, оставили бы его в таком же здоровье и бодрости, как и вначале".
Прим. * "И конечно, коль скоро Аман был ограничен, некоторые вещи должны исчезать ["pass away" - вообще это выражение переводится как "умереть, скончаться", и в таком смысле и используется. "Отойти", короче], в то время как многолетний баланс в целом сохранялся. Но это не было путаемо со "Смертью".
Прим.**: "То есть неопределенно, могли ли они изменить "конституцию" любого существа, содержащего фэа и имеющего свой собственный независимый центр бытия, кого-то с таким же статусом и отношением к Эру, что и их собственное бытие, даже если и меньшего могущества".
Во-первых, давно хочу сказать: все эти "фэа" и "хроа" выбешивают меня чрезвычайно. Фигли ты выёживаешься?! - всегда хочется спросить автора. Ну придумал пару слов - это основание совать их всем под нос в количествах, превосходящих всякое разумение?! А просто "дух" и "тело" писать - это тебе некузяво или религия запрещает? А давай ты вместо "головы" будешь везде писать... что там в квенье вместо "головы". А чо стесняться-то?
Во-вторых, валар, значит, не должны "вмешиваться в Детей". А как это совместимо с каноническим же превращением Элвинг в птицу и обратно? А с внесением изменений в целый нуменорский народ?
Кстати, а то забуду: канонически вместе с нуменорцами на остров переселилось некоторое количество друэдайн. Только им почему-то не долголетия, ни каких-либо других плюшек выдано не было. Рылами не вышли, а?
В-третьих: это, деликатно выражаясь, "исчезновение" со "Смертью" не путали - а что это такое было и чем принципиально отличалось от смерти? В общем, в Амане умирали, но это они не умирали. Как выглядела эта смерть, которая не смерть? И как там обстояло с хищниками? С травоядными, впрочем, тоже.