(сайт - это типа как фикбук, только буржуйский). Перевод вроде как не спрятанный, и вроде запрета на копирование там нигде нет, но без регистрации его не прочтешь, поэтому ну их нафиг, я и сама в состоянии эти пару страниц текста перевести.
Саммари: в "настоящем" средневековье женщины умирали массово при родах. В мире Толкина материнство еще более смертоносно, но в повествовательном смысле, а не в акушерском.
Примечания: некоторые мысли о женщинах - или об их отсутствии - в работах Толкина, но с точки зрения, которую вы, возможно, раньше не видели. Согласны? Не согласны? Думаете, я столь, столь сильно ошибаюсь? Пожалуйста, комментируйте!
Отсутствие женских персонажей в толкиновском легендариуме спровоцировало дискуссии на протяжении десятилетий. Статистика крайне удручающая: 20% названных персонажей в Сильмариллионе - женщины, а цифры для ВК еще хуже.
Хоббит содержит 1 (одно!) упоминание о женском персонаже, Белладонне Тук, чья единственная цель - дать читателям понять, что у Бильбо действительно есть мать, и что разные народы Средиземья, как следует заключить, должны размножаться обычным млекопитающим способом.
Эта нехватка женщин, кажется, происходит отчасти от явного отвращения Толкина к написанию матерей. Его женщины стоят на высоких и узких пьедесталах: они - девственные принцессы, щитоносицы и полубогини, высоко поставленные над мужчинами, которые им поклоняются, и поэтому бесполые и далекие от физических унижений и мирских невзгод беременности, родов и семейной жизни.
Как только рождение ребенка делает неоспоримым тот факт, что любая данная женщина является персонажем из плоти и крови с действующими женскими органами, через которые она фактически занималась сексом, Толкин больше не знает, что с ней делать, и она быстро удаляется из продолжения. Картина поразительна: всякий раз, когда Профессор творил семью, его первое действие неизменно заключалось в том, чтобы вырезать оттуда мать.
Если вы женщина во вселенной Толкина, и ваши дети предназначены для чего-то, о чем стоит написать домой, вы все равно что мертвец. Уровень материнской смертности становится еще более поразительным, когда понимаешь, что половина этих умерших леди - бессмертные эльфы.
- Мириэль Серинде, мать Феанора, умирает прежде, чем она может сделать что-либо, кроме воспроизведения потомства. Она, возможно, самая "простительная" жертва у Толкина, потому что ее смерть действительно ключевая точка сюжета.
- Эленвэ, мать Идриль и жена Тургона, удобно погибает на пути к Белерианду - единственный поименованный персонаж, умирающий таким образом - прежде чем она может повлиять на события в Виньямаре или Гондолине.
- Арэдель, мама Маэглина, умирает задолго до падения Гондолина. Я признаю, что ее убийство имеет отношение к сюжету, но все же это оставляет ее сына без матери для его главной сюжетной линии.
- Элвинг, мать Элронда и Элроса, вырезана из действия вскоре после размножения и не имеет дальнейшего влияния на жизнь ее прославленных сыновей. Она исчезает таким образом, который действительно продвигает сюжет вперед, так что это еще одна "простительная" жертва.
- Паттерн продолжается в Третьей Эпохе. Кажется, Келебриан существует только для того, чтобы у Элронда могли быть дети, после чего она навсегда исчезла, как раз когда ее семья и Ривенделл собираются занять центральное место.
- Опять же, в Ривенделле, единственный вклад Гилраэн в возрождение Северного Королевства - это вытолкнуть Арагорна [ну ладно, можно литературно: "дать ростки в виде Арагорна"] и умереть, прежде чем он сделает что-нибудь примечательное.
- Шир видит другое повторение с Примулой Брендибак, мамой Фродо. Верный своему обычному образу действий, Толкин отделывается от нее задолго до событий ВК, а затем делает Бильбо пожизненным холостяком, ловко избегая реальной фигуры матери для семьи Бэггинсов.
- Дж.Р.Р.Т. снова наносит удар в Рохане, даже дважды. И Теодвин, мать Эовин и Эомера, и Эльфхильд, жена короля Теодена и мать его сына Теодреда, мертвы задолго до того, как действие придет куда-нибудь поближе к Медусельду. Эовин, безусловно, сильный женский персонаж, но почему все остальные мертвы?
- Матереубийственное веселье продолжается в Гондоре, где Финдуилас, мать Боромира и Фарамира, обнаруживает себя удобно мертвой и похороненной до начала Войны Кольца.
Является ли казнь худшим, что Толкин делает со своими бедными матерями Средиземья? Подумайте еще раз. Как насчет бесследного их исчезновения, предположительно где-то за пределами Пустоты?
- В Мирквуде жена Трандуила - это не что-то реально существующее, кто не заслуживает имени или даже самого краткого объяснения ее отсутствия, когда Бильбо приходит в гости. Хорошо, что у нас есть толкиновское эссе "Законы и обычаи элдар", или мы могли бы заключить, что Леголас появился в результате самоопыления Трандуила.
- Мы могли бы предположить, что тот же тип бесполого размножения имел место в Дол Амроте, где у принца Имрахиля четверо детей, и нет упоминания или объяснения отсутствия жены.
Затем у нас есть те женщины, которые более "матки с именем", чем настоящие персонажи. Они существуют только для того, чтобы обеспечить своих детей утробой, из которой они могут выйти, но не получают ни диалога, ни развития персонажа или значительного влияния на события, и сюжет быстро оставляет их позади.
- Нерданель - единственная представительница семьи Феанора, которая не играет никакой роли в великих потрясениях своего времени. Ее единственный заслуживающий внимания поступок - это вынашивание сыновей Феанора, после чего она оставлена в Амане без даже "с вашего позволения". Как кронпринцесса нолдор, она, к сожалению, и скорее неправдоподобно, не оказывает заметного влияния на своего мужа, всех своих семерых сыновей, свой народ или сюжет.
- Индис, Эарвен и Анайрэ тоже удобно оставлены в Амане по мере того, как действие переходит в Белерианд. Как и в случае с Нерданелью, несмотря на то, что они составляют высшие эшелоны нолдорского общества и находятся в центре политической власти, единственное в них, что каким-то образом имеет отношение к сюжету, - это их функционирующая репродуктивная система.
- Мы все знаем Старого Гаффера, папу Сэммиуса, потому что Сэм просто не заткнется насчет него всю дорогу до Мордора и обратно. Кто-нибудь когда-нибудь слышал о Белль Гэмджи, его маме? И я нет. По крайней мере, мы знаем ее имя, и она, по общему мнению, все еще жива во времена ВК, что является немалым подвигом, учитывая вышеупомянутую бойню.
Давайте не будем слишком драматизировать, скажете вы. Несомненно, некоторым женщинам Толкина удалось выжить и сохранить отношение к сюжетной линии после рождения знаменитого мужчины? Ну что ж, выбор невелик.
- Лютиэн, по общему признанию, самый важный персонаж в Сильмариллионе. Она была единственной эльфийкой, которая победила Моргота в единоборстве, и единственной, кто смог получить сильмарилл. К сожалению, она сразу же стала несущественной, никогда более не видимой и не слышимой, после того, как родила Диора.
- Рози Коттон жива и здорова, но вряд ли вовлечена или жизненно необходима для сюжета ВК.
- Галадриэль может быть единственным исключением: она не только выжила после деторождения, но дожила до основной части ВК. Тем не менее, ее дочь Келебриан еще не родилась в Сильмариллионе и давно ушла ко времени ВК, так что Галадриэль как мать не имеет отношения к происходящим событиям и упоминается лишь мимоходом.
Мелиан майя, Морвен Эледвен и Идриль Келебриндал, насколько мне известно, единственные матери в толкиновском легендариуме, которым удается делать что-либо актуальное или осмысленно взаимодействовать с главными героями, а также присутствовать в жизни своих детей.
Профессор написал достойных целых томов отцов: хороших, плохих, сумасшедших, убийц и мудрых. Матерей когда-либо он писал только один сорт: отсутствующих.
Как только вы начинаете замечать закономерность, становится жутко, насколько последовательно Толкин удаляет матерей, их влияние и их опыт из своих историй. Может быть совершенно разумное психологическое объяснение, дать которое я не настолько квалицифирована.
В мире Толкина женщины не просто недопредставлены. Они активно выбраковываются из Средиземья любыми возможными способами, стоит им только родить.
Всегда, когда где-то пробиваются зайчатки разума, это не может не радовать.