Та не брешите! "Воскресения" не было в школьной программе. "Война и мир" была.
Опять же: без знания множества реалий и это "многа буков" адекватно не поймешь. И уж тем более не вызовет запрограммированных чувств нелепый ГГ Безухов.
Прям как Хельга: Толкина невозможно понять без комментаторов. Ага, блин, нашлась офигенно элитарная для узкого круга избранных продукция.
Толкин писал для современников. А мы ему - почти современники. Если его не понять без комментариев, то он писал плохо.
Блин, а как люди всегда и везде друг друга понимали без всяких социологиев?
Понимали внутри своего социума. И не понимали людей другой культуры.
Вон у меня лежат воспоминания нашего офицера-медика, воевавшего в конце тридцатых в Китае.
Ситуация: ранен второй пилот бомбардировщика, китаец. Командир ведет машину, радист старается не дать раненому потерять сознание. Китаец закончил летное училище в СССР, отменно говорит по-русски. Радист рассказывает ему анекдоты. Китаец слушает устало и безразлично.
Самолет садится, раненого забирают. Через несколько дней экипаж приходит в госпиталь навестить своего второго пилота.
Говорят о новостях в части, о событиях на фронте, о личном. И под конец китаец спрашивает вдруг радиста: "Ты рассказывал как один солдат вместо парашюта рюкзак надел и прыгнул. Он убился?".
Умный парень, а не понял юмора. Потому что у китайцев юмор иной.
Да вон - простой пример. Сижу, смотрю прыжки в воду. Вижу сальто, винты, вход в воду. А какая-нибудь дама, сто лет назад жившая, увидела бы голых мужиков! Другая культура.
И ей пришлось бы долго растолковывать, что это за зрелище. Но даже после долгих лекций смотреть прыжки как я она бы не смогла.
Потому Онегин, пристреливший от скуки приятеля, на наш взгляд моральный урод или даже инвалид на голову. Также как Ольга, которая вместо того, чтоб одернуть зарвавшихся молодых людей, вдруг убегает, как трепетная лань.
Вот эти действия без знания тогдашних обычаев не поймешь.
И прям вот классика - ну это такая обуенной сложности вещь, что без объяснений ну ни буя не поймешь ее.
Мне удалось в музыкалку не попасть. Музыку люблю и слушаю с удовольствием.
А если ты слушаешь только какие-нибудь "Поющие трусы", то это не потому, что тебя в музыкалке не учили, а потому, что ты быдло. Ты и из музыкалки таким же быдлом бы вышел.
Возможно, этого несчастного просто заталдычили (приятели, родители) уверениями, что ансамбль "Фигели-мигели" - современно и продвинуто. А все остальное - отстой. И он, чтоб не выпасть из компании, в это поверил. Ведь самого себя можно убедить в чем угодно.
Бггг. А что, за последние сто лет у человечества какие-то новые чувства появились? Какие-то новые мотивации?
Конечно, появились. Скажем, мы не считаем Поля Погбу разновидностью обезьяны, как это было в 16 веке. И не полагаем, что за пределами нашей деревни живут разбойники и жулики, как это было в 19 веке.
Но важно какие чувства стала отображать литература. В книжках 19 века если некто собрался воевать с врагом, то автор обязательно укажет: этот враг убил отца героя или увел невесту . Воевать с врагом просто потому, что тот - враг, считалось недостаточно обоснованным.
в наше время такие личные мотивы уже не обязательны.
И еще много можно привести примеров.