Что же, очередь Кракодила погрузиться в разговор Денетора и Гэндальфа.
Итак, сразу после слов Денетора о том, что если бы эта вещь пришла к нему,
"Comfort yourself!’ said Gandalf. ‘In no case would Boromir have brought it to you. He is dead, and died well; may he sleep in peace! Yet you deceive yourself. He would have stretched out his hand to this thing, and taking it he would have fallen. He would have kept it for his own, and when he returned you would not have known your son".
"Утешься! - сказал Гэндальф. - Ни в каком случае Боромир не принес бы его [Кольцо] тебе. Он мертв и умер хорошо; пусть покоится он с миром! Все же ты обманываешь себя. Он протянул бы руку к этой вещи и, взяв ее, он бы пал. Он хранил бы ее для себя самого и когда он вернулся бы, ты бы не узнал своего сына".
Я не знала, что мне писать раньше, а что потом.
Во-первых, меня покоробило это поминание Боромира в устах Гэндальфа: да как ты вообще смеешь поганым своим языком скоблить на эту тему?! Не, я понимаю, что лично Гэндальф в смерти Боромира и не виноват, но меня все равно это коробит. Не тебе, погани, поминать его.
Во-вторых, обычный и традиционный вопрос: а Гэндальф все это вообще откуда знает? С какого потолка он это взял? Вообще в принципе откуда это может быть известно, если Кольцо за всю историю находилось у пяти владельцев (не считая Саурона, разумеется). И кто из них изменился вот прям тут же, стоило ему лишь взять Кольцо в руки? Даже Голлум, якобы убивший Деагола, и то изменился не враз (даже в строго канонических рамках) - ну дома-то его вполне себе узнали и выгнали вон только спустя большое время. Бильбо и Фродо и вовсе владели им долгие годы без всяких изменений. Сэм тоже трансформаций не претерпел. И Исилдур - что, так изменился, что его не узнали, когда он приехал домой? И за те два года, пока Кольцо было у него, он, что ли, изменился хоть насколько-то? Опять никаких следов. Так с какого перепугу и на каком основании дедуля сейчас брешет? А просто так, вот от балды. Потому что ему этого хочется.
И в-третьих и в-главных: завали свое поганое хайло, мразь!! Ты несешь свою гнилую тухлятину на того, кто мертв, и никак уже не проверишь, насколько твоя тухлятина может быть правдой. И вываливаешь ее на того, кто точно знает, что ты врешь. Потому что, блин, Денетор знал своего сына 40 лет. Ты был знаком с Боромиром считанные месяцы. Ах, ты такой проницательный и разбираешься в людях? Денетор таков же - канон сказал нам это не раз и не два прямыми словами и, что гораздо более важно, показал это. Чье мнение более весомо? Внезапно твое? Ага, щас. Пшел на хер отсюда!
Но есть еще в-четвертых, и, поскольку эта мысль еще будет присутствовать позже, я напишу ее под спойлер. Но вы не заглядывайте сюда до тех пор, пока я не скажу (а я скажу, когда это надо будет сделать), и пообещайте это сейчас обещанием.
Вот здесь меня в очередной раз поразил приступ жгучего желания заочной, ткскть, полемики с Профессором, выраженной в художественной форме. Проще говоря, чтобы вот сейчас, после этих слов Гэндальфа, Фарамир просто отдал бы Денетору Кольцо (ну вот в Итилиене, допустим, Голлум Фроду с Сэмом грохнул, а Фарамир его поймал. Или таки забрал у Фроды Кольцо, и самого Фроду с Сэмом приволок в Минас Тирит, ибо не бросать же бедолаг на линии фронта, а им теперь Гэндальфу на глаза стыдно показаться, или вовсе хоббиты же не годятся для лошадей, так что Фарамир с небольшим сопровождением вперед поскакал, а хоббитов под конвоем после приведут. Ну и предшествующий разговор, конечно, другим несколько будет, но это частности). А еще лучше, чтобы Боромир привез Кольцо это самое (предыстория, конечно, совсем другая будет) и отдал бы Денетору, а тот действительно запрятал бы его так, что хоть бы и Саурон Минас Тирит захватил - все равно бы не нашел. И при этом остался бы Денетор Денетором, Боромир Боромиром, и... о! приди! приди, святой писец!! И мы про это напишем!!
И остро мне этого захотелось не оттого, чтобы все были живы и здоровы, а вот чисто ради такой полемики. Потому что Профессор всеми силами дает нам понять, вот просто из кожи вон лезет, настойчиво повторяя, что человек существо слабое и ко греху удобопреклонное. Что добро - это некая отдельная от человека сущность, которой сам человек не обладает и потому должен непременно к ней прислоняться, чтобы не упасть. Что без этой подпорки непременно и случится, согласно мнению Профессора. Что если в поле зрения человека (вообще любого) будет некое искушение, так человек непременно искусится. Как будто сам человек внутри себя никакой опоры не имеет вовсе. Ссылка на то, что-де Гэндальф тоже боится искушения, хоть по природе и майа, ничего не меняет, ибо и в его случае добро мыслится какой-то отдельной сущностью. Проще говоря, майар, согласно Профессору, тоже бай дефолт не обладают этим самым...
Против команды знатоков играет профессор филологии Оксфордского университета Дж.Р.Р.Толкин. Внимание, вопрос: есть ли у человека нравственный закон? Отвечает профессор Кенигсбергского университета, доктор философии И.Кант:
"Мораль, поскольку она основана на понятии о человеке как существе свободном, но именно поэтому и связывающем себя безусловными законами посредством своего разума, не нуждается ни в идее о другом существе над ним, чтобы познать свой долг, ни в других мотивах, кроме самого закона, чтобы этот долг исполнить. ...ведь то, что возникает не из него самого и его свободы, не может заменить ему отсутствия моральности. Следовательно, для себя самой мораль отнюдь не нуждается в религии; благодаря чистому практическому разуму она довлеет сама себе".
Проще говоря, проследуйте в сад, уважаемый Профессор, вместе со своей идеей априори порочности и греховности человеческой природы, ее принципиальной неспособности противостоять искушению и этого отдельного от человека добра. Потому что на самом деле все ровно наоборот.
И напоминаю еще один крайне важный аспект: искушение - это принципиально исключительно предложение, которое не подразумевает наказания за возможный отказ и принимается или отвергается исключительно одной волей. Так по Профессору воли у человека тоже нет нифига. И вообще, это у Горького "человек" звучит гордо, а у Профессора - убого, жалко и ничтожно. Вам это нравится? Лично мне нет.
Вот этим Гэндальф уже заслужил лютого пересчета зубов. Но здесь настоящий Денетор, а не то картонное фуфло, которое автор надеялся нам втюхать чуть раньше. И для начала Денетор отвешивает дедуле словесную плюху:
"The face of Denethor set hard and cold. ‘You found Boromir less apt to your hand, did you not?’ he said softly. 'But I who was his father say that he would have brought it to me".
"Лицо Денетора стало жестким и холодным.
- Ты нашел Боромира менее склонным к твоей руке, не так ли? - сказал он тихо. - Но я, который был его отцом, скажу, что он принес бы его мне".
Ты думал, дедуля-манипулятор, что Денетор не видит твоей истинной сути? Не видит того, что ты представляешь из себя на самом деле? А теперь получил доказательство, что ты и в отношении Боромира пытался провернуть свои фокусы, но жестоко обломался. Боромир оказался тебе не по зубам. Ты, мнящий о себе до неба, ничего не смог с ним сделать, и Денетор теперь это знает, и ты знаешь, что он знает о твоем провале. И точно так же Боромир был бы не по зубам и Саурону - если дедуля, находясь рядом, не в силах был хоть как-то повлиять на Боромира, то и Саурон не смог бы, тем более находясь где-то там, где сорок ям. Ведь Гэндальф и Саурон существа одного порядка.
И далее Денетор:
"You are wise, maybe, Mithrandir, yet with all your subtleties you have not all wisdom. Counsels may be found that are neither the webs of wizards nor the haste of fools. I have in this matter more lore and wisdom than you deem".
"Ты мудр, может быть, Митрандир, однако со всеми твоими тонкостями/хитростями/коварством
[очень многозначное слово] ты не имеешь всей мудрости. Советы могут быть найдены, которые ни сети магов, ни поспешность дураков. У меня в этом вопросе больше знаний и мудрости, чем ты считаешь".
А вот этим словам, в отличие от заяв Гэндальфа я верю полной верой. И не потому, что это Денетор, а тот Серый Козел. А потому, что Денетор, как нам прямо говорил канон, действительно обладает глубокими знаниями, и самое главное, что ему есть где эти знания брать. У него под рукой все более чем трехтысячелетние архивы Минас Тирита, в то время как у Гэндальфа вообще ничего, даже записной книжки на память. Да вся песец глубина познаний Гэндальфа характеризуется уже тем, что он о существовании палантиров узнал только тогда, когда один из них ему чуть башку не расшиб. И при всем при этом Гэндальф-то знает, а Денетор-то нет? Охренеть авторская логика.
"What then is your wisdom?’ said Gandalf.
‘Enough to perceive that there are two follies to avoid. To use this thing is perilous. At this hour, to send it in the hands of a witless halfling into the land of the Enemy himself, as you have done, and this son of mine, that is madness".
"Какова тогда твоя мудрость? - сказал Гэндальф.
- Достаточная, чтобы постичь, что есть две глупости, чтобы избегать [их]. Использовать эту вещь опасно. В этот час послать ее в руках безмозглого хафлинга в землю самого Врага, как сделал ты и этот мой сын, это безумие".
Вычеркнем мысленно "и этот мой сын" по очевидным соображениям. И восхитимся в очередной раз и формой, и содержанием этой реплики. И ведь действительно Фродо безмозглый, мы же видели его на протяжении хучи страниц. Мысль отродясь не забегала в его голову. И Денетор, имея в своем распоряжении рассказ Пиппина, понял это сразу.
И ведь никто, никто даже из самых упертых правоверных не берется утверждать, что на самом деле это план, исполненный глубочайшей мудрости! Все дружно блеют только на тему "вдруг
бывает только пук эстель". Да, мол, это действительно бред, но вдруг вот оно как-то так и сработает, провидение вмешается, чудо господне случится. Мол, разумом тут нельзя, тут только сердцем/верой надобно.
Ну и да, два персонажа в каноне называют вещи своими именами: Боромир у Парт Галена и Денетор сейчас. Поход безмозглого Фроды в Мордор - это безумие.
"And the Lord Denethor what would he have done?’
‘Neither. But most surely not for any argument would he have set this thing at a hazard beyond all but a fool's hope, risking our utter ruin, if the Enemy should recover what he lost. Nay, it should have been kept, hidden, hidden dark and deep. Not used, I say, unless at the uttermost end of need, but set beyond his grasp, save by a victory so final that what then befell would not trouble us, being dead".
"И Лорд Денетор, что бы сделал он?
- Ни то, ни другое. Но самое несомненное, ни ради какого довода не поместил бы он эту вещь ставкой на кон сверх всего, кроме дурацкой надежды, рискуя нашим полным разорением, если Враг получил бы обратно то, что он потерял. Нет, оно должно было бы быть хранимым, спрятанным, спрятанным тайно и глубоко. Не использованным, я говорю, если только при самом крайнем крае нужды, но помещенным вне пределов его досягаемости, исключая только [путем] победы столь окончательной, что то, что затем случилось бы, не озаботило бы нас, бывших бы мертвыми".
Теперь мой черед восхититься точными формулировками. Какая плюха этому правоверному упованию на эстель: "дурацкая надежда". Да, блин, именно так. Она именно дурацкая. Потому что, блин, в реальной жизни те, кто выбирают надежду на чудо вместо разумных действий - призовые идиоты. А в Арде чудеса случаются ничуть не чаще, чем в реальном мире. Иначе они не были бы чудесами-то, неужели это не ясно?!
Но ведь не придумал же Денетор все это вотпрямщас!! Если верить канону, Денетор вообще вот только что из рассказа Фарамира узнал о том, что в дело вообще замешано Кольцо. Так и что, за пять минут разговора он еще и успел все это прикинуть?! Нет же, ведь уже вот эти слова Денетора подтверждают, что он давно уже знает обо всем. И что всплыло это Кольцо, и каковы его свойства, и что делать в этой ситуации. Не, я понимаю, что на самом деле Профессор ничего такого в виду не имел, он просто опять забыл, что знают персонажи, а чего не знают. Но что написано, то написано. И раз в тексте есть конкретно эти слова, то внутри сюжета объясняются они именно так. Денетор знал.
Но зачем он сейчас вообще все это дедуле говорит? Ведь его слова ничего уже не изменят. И зачем? А чтобы показать Гэндальфу именно наличие у него этого знания. Чтобы дедуля попрыгал, гадая, как и откуда Денетор это узнал, и что он может знать еще. Чтобы в процессе этих прыжков невольно выдал бы дополнительную информацию, не словами, но поступками. К кому побежит, с кем будет говорить и т.д.
"You think, as is your wont, my lord, of Gondor only,’ said Gandalf. ‘Yet there are other men and other lives, and time still to be. And for me, I pity even his slaves".
"Ты думаешь, как в твоем обычае, мой господин, о Гондоре только, - сказал Гэндальф. - Однако есть другие люди и другие жизни, и время еще чтобы [ему] быть. А что до меня, я жалею даже его рабов".
Как обычно, начинаешь думать с начала, по мере написания перевода, но когда дописываешь его, рвешься отвечать с конца, на самые последние слова. Вот и сейчас так. Я хотела сказать то и это, но мммать! Я вспомнила, как горел Денетор, и меня вывернуло наизнанку с этой дедулиной жалости. Ты жалеешь?! Ты, гнида и гадина, кого-то жалеешь?! Ты последняя тварь, гнилое лицемерное чудовище, лишенное даже тени совести и раскаяния, идущее по трупам. Чтоб ты сдох!! Хоть никакой смерти для тебя не довольно - чтоб ты сдох, мерзкое подлое дерьмо!!
Нет, блин, дайте пробеситься, а то лопну ведь.
Вдохнули, выдохнули, сосчитали до десяти... Продолжаем.
И вот сейчас этот болтун опять пустился в демагогию, на этот раз перейдя на личности. Ну да, вместо доводов оппонента он начал обсуждать мотивы, которыми, по его мнению, руководствуется оппонент. Но, блин, справедливость или ложность аргумента не зависят от того, кто чем руководствуется! Даже если мне заплатят за то, чтобы я это утверждала, моя материальная заинтересованность никак не поколеблет тот факт, что дважды два будет четыре. Блин, хоть составляй список используемых дедулей демагогических приемов.
Так а по существу тебе есть что сказать, дедуля? Есть чем опровергнуть слова Денетора? Нечем. Блин, этот величайший мудрец снова бит и снова пытается прикрыть срам своей демагогией. Блин, дедуля, ну если ты такой мудрец и знаешь, что ты прав, а Денетор нет, почему тебе опять нечем крыть?! Почему ты, песец мудрец, опять опускаешься до коммунально-кухонного уровня "сам дурак"?! Где же аргументы-то твои?!
Ха! И вот у ЭТОГО учился-де Фарамир?! Умница Фарамир внезапно такой идиот, что не понимает и не видит, что перед ним пустопорожний болтун-демагог?! Профессор, рассказывайте сказки своей бабушке.
Мы уже говорили сто раз, что да, Денетор думает о Гондоре. Что это его обязанность - думать о Гондоре, а не о победе мировой революции. И что в данный момент хорошо для Гондора, то хорошо и для всех (ну по крайней мере, Светлых). Но о каких других людях и временах думаешь ты, Серый Козел? О ком ты печешься? Ведь согласно уверениям канона, верных-то пукка-сахибов осталось полтора придурка на севере и вот здесь население Гондора. Есть еще рохиррим, но они унтерменши. Все их отличие от тех же истерлингов в том, что рохиррим добрые, ткскть, дикари, покорные пукка-сахибам, а истерлинги нет. Но унтерменши Добро в общем не интересуют. Так Гэндальф тут изображает, что старательно анус рвет - ради кого? Если падет Гондор, а эльфы в любом случае сидят на чемоданах, то кто останется-то? Эти полтора придурка дунэдайн? И это ради них Гондор должен наплевать на собственное благо?! И если Саурон действительно имеет планы захватить весь мир, то кто и что остановит его после падения Гондора, будь Саурон хоть с Кольцом, хоть без? Напоминаю, что в данный момент речь идет еще не об уничтожении Саурона, а только об уничтожении Кольца. Саурон еще никуда не девается от уничтожения колечка. И победить его, выбросив Кольцо в Ородруин - про то еще речи нет никакой. Пока еще, даже если Фродо преуспеет, Саурон продолжит воевать как раньше.
И каких, собссно, Сауроновых рабов жалеет Гэндальф? Уничтожат Саурона - Гэндальф уедет домой, на дальнейшую участь этих рабов ему плевать. Получит Саурон Кольцо - Гэндальф тоже уедет домой, и на участь рабов ему опять плевать. О чем он?! Что он болтает, это старый мир-дверь-мяч?! Где хоть один пример его жалости к рабам Саурона?! Где вообще хоть один пример его жалости все равно к кому?! Ведь нет ее, нет и в помине. Ведь свистит дедуля, свистит как Троцкий, скотина!!
"And where will other men look for help if Gondor falls?’ answered Denethor. ‘If I had this thing now in the deep vaults of this citadel, we should not then shake with dread under this gloom, fearing the worst, and our counsels would be undisturbed. If you do not trust me to endure the test, you do not know me yet".
"И где другие люди будут искать помощь, если Гондор падет? - ответил Денетор".
А в самом деле, где? Эльфы сидят на чемоданах и в любом случае не имеют никакого желания вписываться в эти дела и войны. Галадриэль и вовсе огородилась от всех так, что на границах любого подстрелят, не спрашивая, Зло ты или Добро. Ну и кто будет тех же драгоценных хоббитов защищать, насчет которых Гэндальф стонал в "Тенях прошлого" (мол, ах! как будет жалко, если все вы, милые дураки-хоббиты, окажетесь захваченными злым Сауроном)? Ну в самом деле, кто? Если даже всего-то девять назгулов проникли в Шир нагло и открыто, не встретив никаких препятствий, то очевидно, что вся эта, типа, охрана Шира Следопытами - это тьфу и растереть.
Далее реплика Денетора:
"Если бы я имел эту вещь теперь в глубоких хранилищах этой цитадели, мы бы тогда не тряслись от ужаса под этим мраком, боясь худшего, и наши советы были бы безмятежны. Если ты не полагаешь [не веришь] меня [способным] выдержать испытание, ты все же не знаешь меня".
Да будет моя душа за тебя выкупом!!
Несколько стороннее размышление: вас никогда в жизни не бесила ситуация, когда вы точно знаете, что справитесь с чем-то (ну, с какой-то конкретной задачей), а вам в уши кудахчут: "ой, да ты не знаешь! ты не понимаешь! вон Ваня/Маня/Эйнштейн пробовали, и у них ничего не вышло!" и т.д.? Не бесила? А меня вот да. Она вообще в принципе меня бесит, самой постановкой вопроса. Что ты сам вот ни хрена не знаешь своих возможностей, а какие-то левые дяди, тети и мимопробегалы вот внезапно знают. Вот как-то так пронзают до глубины твоей души. Да, я, конечно, понимаю, что людям свойственно заблуждаться насчет своих возможностей, и если какой-нибудь запойный пьяница клянется, что больше никогда, ему никто не верит совершенно справедливо. Ибо да, больше всего, чаще всего и охотнее всего люди врут сами себе. Но блинский род! Существуют люди, которые себе НЕ врут!! Они, блин, есть!! И, блин, не дело равнять их под одну гребенку с теми, кто этим занимается.
И как-то так считается, что вот здесь Денетор-то заблуждается, что это он только думает, что у него получилось бы, а на самом-то деле нет, и Гэндальф-то вот это точно знает. Но, блин, Денетор говорит о том, кого знает ближе некуда уже 90 лет. Гэндальф говорит о том, с кем знаком весьма и крайне эпизодически. А в свойствах человеческих натур они оба проницательны до невозможности и до невозможности же разбираются. Так снова спрошу: чье суждение ближе к истине? Внезапно Гэндальфа?! На хрен!
Я уже говорила, что Денетор - это слишком сложное устройство, чтобы мне понимать, как оно работает. Но в одном я таки понимаю его на 146%: главная черта его натуры - высокомерие. Нет, не какое-нибудь мелкое самолюбие вахтера - таким примитивным и убогим высокомерием у нас обладает Гэндальф. Вглядитесь в него и вы без труда поймете, что я имею в виду. Таких людей и в реале тьма. Нет, я имею в виду высокомерие гораздо более высокого порядка, высочайшее, 24-каратное, беспримесное. Настоящее. Мелкое вахтерское самолюбие - это порок, заслуживающий порки и осмеяния. Истинное высокомерие вследствие его масштабов и степени очистки
(чтобы не сказать чистоты, ибо под этим слово чего только не понимают) - это добродетель, достойная восхищения и доступная, к сожалению, немногим. Ибо она есть то, что заставляет человека быть лучше.
Так вот если Денетор, безусловно обладающий таким высокомерием, говорит, что смог бы выдержать любое давление Кольца, каким бы это давление ни было, он прав. Он бы действительно смог. Ибо чем можно гордиться более, чем победой над достойным противником? А кто более достойный противник человеку, чем он сам?
И, помимо умозрительных, у меня есть доказательство конкретное: канонически ведь Денетор пользовался палантиром, через который влиял тот же самый Саурон. Вышло у Саурона? Нет. Саурон в этом смысле канонически об Денетора уже обломался. Так с чего бы вдруг Денетор не справился с Кольцом, в котором часть силы все того же Саурона? Чем влияние Саурона через палантир принципиально отличается от влияния Саурона через Кольцо? Это не тот же Саурон, влияет, что ли, а какой-то другой?!
И ведь делать-то все это, случись такая возможность, Денетор собрался не ради челленджа, не ради развлечения, а просто потому, что это надо.
Теперь вернитесь к началу и откройте спойлер. Потом возвращайтесь сюда.
"Nonetheless I do not trust you,’ said Gandalf. ‘Had I done so, I could have sent this thing hither to your keeping and spared myself and others much anguish. And now hearing you speak I trust you less, no more than Boromir. Nay, stay your wrath! I do not trust myself in this, and I refused this thing, even as a freely given gift. You are strong and can still in some matters govern yourself, Denethor; yet if you had received this thing, it would have overthrown you. Were it buried beneath the roots of Mindolluin, still it would burn your mind away, as the darkness grows, and the yet worse things follow that soon shall come upon us".
"Тем не менее, я не верю тебе, - сказал Гэндальф. - Сделай я так, я мог бы послать эту вещь сюда на твое хранение и избавил бы себя и других от многих мучений. И теперь, слушая, что ты говоришь, я верю тебе меньше, не более, чем Боромиру. Нет, останови свой гнев! Я не верю себе в этом, и я отверг эту вещь, даже как свободно данный дар. Ты силен и можешь все еще в некоторых вопросах управлять собой, Денетор; но получи ты эту вещь, она бы победила/уничтожила тебя. Будь она погребена под корнями Миндоллуина, все же она выжигала бы твой ум прочь, [по мере того,] как растет тьма, и еще худшие вещи следуют, что скоро придут на нас".
Когда я начинала писать перевод этой реплики, я хотела сказать то и это, но на середине меня вдруг постиг инсайт, и я жала на клавиши, не веря своим глазам и буквально ощущая. А теперь ору: ВОТ!!! ВОТ ОНО!!! Вот оно нашлось!! Мы гадали, где, когда и прочее - а оно было перед нами!! Вот оно, это внушение Гэндальфа или по крайней мере, его часть!! Я удивлялась странному подбору слов. Вся речь здесь какая-то плавно-текучая. Я не могу объяснить, почему именно, но это в прямом смысле слова ощущается под пальцами. Слова так лежат, ровно, гладко, завораживающе. Гэндальф начинает говорить о себе лично, причем в отличие от обычных своих речей о собственной персоне, которые проходят под заголовком "Великий Я" (а уж в обществе Денетора дедуля топырит пальцы так, что любо-дорого), здесь чуть ли не исповедь. Обращение к Денетору просто по имени, без титула - Гэндальф ведь ему не друг и не приятель, он не мог настолько забыться, чтобы позволить себе такое обращение. "Ты еще в чем-то можешь управлять собой - значит, в чем-то уже не можешь... И посмотрите на финал всего этого плетения словес: по мере того, как растет тьма и начинается штурм
(ибо что же еще имеется тут в виду?), твой ум будет выжигаться. Выжигаться! Не помрачаться, не что-нибудь еще. И ведь прямого смысла в этом нет никакого - имей Кольцо такое дистанционное влияние, отчего же тому же Гэндальфу оно не выело мозги? Ведь Гэндальф много месяцев находился от этого Кольца на расстоянии вытянутой руки. И ничего. Так с какого бы оно вдруг завлияло бы на Денетора? В этом нет смысла, это только прикрытие для истинной сути дедулиных слов, и суть эта наконец-то сделалась совершенно очевидной. Мы не знаем, была ли эта попытка воздействия последней (что не первой - это мы как раз знаем. Она была еще при первой встрече) и подействовала ли в свое время именно она, но если была какая-то еще, то в том же ключе.
Теперь же, подождав, пока отпустит, вдохнув и выдохнув, добавлю, что имела сказать до того.
Мол, Гэндальф отверг Кольцо даже как свободный дар. Галадриэль, помнится тоже что-то несла на тему "я, мол, получу его свободно, поэтому буду ужасной и грозной, но не ЧОООрной" - а я ни буя не понимала, в чем, собссно, разница-то. Сейчас, кстати, продолжаю не понимать. А теперь не понимаю еще и этого: что они носятся с этим свободным дарением как с писаной торбой?! Какие плюсики к карме, какие бонусы оно дает?! Что, если ты его в подарочек на ДР получил, то оно на тебя как-то не так влияет? А если просто так нашел, вон как Бильбо, то что? Это лучше или хуже? А если снял самовольно с бесчувственного тела, вон как Сэм - это что, и как это понимать и трактовать? И почему, блин, вообще воздействие Кольца внезапно ставится в зависимость от способа, которым оно получено?! Что, блин, Саурон еще и эту опцию в него вложил?! А в интернет оно случайно выходить не может? Ненуачо, с таким-то количеством внезапных нежданчиков почему бы и нет?
И от каких, блин, мучений избавил бы себя и других Гэндальф, если бы отправил колечко в Минас Тирит? Кто там сильно мучился-то, кроме Отряда? А Отряду в этом случае идти было бы примерно туда же и примерно настолько же тяжело.
Я, мол, верю тебе не больше, чем Боромиру - о чем это? Боромир ведь у Гэндальфа и в присутствии Гэндальфа нигде в тексте Кольца не просил (напоминаю, что на Совете Боромир говорит "возьми
те Кольцо и пусть оно будет
вашим оружием"). А Фроды, у которого Боромир Кольцо таки просил, Гэндальф еще не видел и точного содержания этой сцены не знает. Так что тут дедуля имеет в виду?
И чо, блин, дедуля опять гонит?! Он же на Совете сокращался, что нет! мы не сможем! спрятать Кольцо так! чтобы Саурон не знал! где оно! А если бы ты колечко в Минас Тирит отправил, то Саурон ни за что бы не вкурил, где оно, и вы бы дотащили колечко до места назначения так, что он ничего бы и не прочухал?! И вообще, блин, что это на фигня: к Бомбадилу мы его не сможем незаметно доставить, потому что шпионы кругом - а в Мордор за тридевять земель внезапно сможете? Все шпионы внезапно отвернутся, да?
И добавлю еще одну вещь, лежащую на поверхности: дедуля мерит всех по себе. Раз он считает себя неспособным воздержаться от Кольца и непременно ему подчиниться, то и все остальные, конечно, неспособны тоже и тоже подчинятся. Потому что они же по определению слабее и хуже этого вместилища всех совершенств и достоинств.
Но, скажет кто-нибудь, все это только мои фантазии, это я себе навоображала, что Гэндальф что-то там внушает. Да? Тогда почему реакция Денетора на его слова такая:
"For a moment the eyes of Denethor glowed again as he faced Gandalf, and Pippin felt once more the strain between their wills; but now almost it seemed as if their glances were like blades from eye to eye, flickering as they fenced. Pippin trembled fearing some dreadful stroke. But suddenly Denethor relaxed and grew cold again. He shrugged his shoulders.
‘If I had! If you had!’ he said. ‘Such words and ifs are vain. It has gone into the Shadow, and only time will show what doom awaits it, and us. The time will not be long. In what is left, let all who fight the Enemy in their fashion be at one, and keep hope while they may, and after hope still the hardihood to die free".
"На мгновение глаза Денетора засветились снова, [в то время] как он обратился лицом к Гэндальфу, и Пиппин почувствовал еще раз напряжение между их волями; но теперь почти казалось, как будто их взгляды были как лезвия от взора к взору, мерцающие [по мере того], как они сражались
[досл. "фехтовали"]. Пиппин содрогался, боясь некоего ужасного удара. Но внезапно Денетор расслабился и стал холодным снова.
Он пожал плечами.
- Если бы я имел! Если бы ты имел! - сказал он. - Такие слова и "если" тщетны. Оно ушло в Тень и только время покажет, какая судьба ожидает его и нас. Время не будет долгим. За то [время], что осталось, пусть все, кто сражаются с Врагом на свой манер будут заодно и хранят надежду, пока они могут, и после надежды все же смелость умереть свободными".
Если это не очередная попытка сильнейшего ментального давления со стороны Гэндальфа и отражение этой попытки Денетором, то что это? Вот уже здесь Гэндальф опять пробует вмешаться в мозги оппонента, теперь уже гораздо более настойчиво и откровенно, причем делает это сразу после своих словесных тенет (которые, блин, реально меня поразили). На этот раз Денетор опять отбился, но, боюсь, семена могли быть посеяны.
И дальше Денетор обращается к Фарамиру, и мы вдруг обнаруживаем, что этот разговор между ними совершенно нормальный. Ёкарный бабай!! Вот прочтите этот заключительный обмен репликами:
"You are weary, I see,’ said Denethor. ‘You have ridden fast and far, and under shadows of evil in the air, I am told.’
‘Let us not speak of that! ’ said Faramir.
‘Then we will not,’ said Denethor. ‘Go now and rest as you may".
"Ты устал, я вижу, - сказал Денетор. - Ты ехал быстро и издалека, и под тенями зла в воздухе, мне сказали.
- Давай не будем говорить об этом! - сказал Фарамир.
- Тогда мы не будем, - сказал Денетор. - Иди теперь и отдохни как можешь".
а потом вернитесь к предыдущему фрагменту с участием Денетора и Фарамира - видите же? Ну небо и земля!! Кто, прочтя это, будет утверждать, что Денетор, мол, не любил Фарамира?! Вот здесь они настоящие оба. А что было до того - это какие-то самозваные не пойми кто; дурилки картонные, вписанные не пойми кем и когда на место настоящих.
Общее впечатление от персонажа по имени Денетор опять обступило меня. Я не уверена, что сказала все, что хотела сказать по теме.