Даже, блин, Наполеон - как только его армия перешла на грабеж населения, она практически моментально потеряла боеспособность.
А что было бы тому Наполеону делать? Железные дороги еще не изобрели, да и в прекрасной Франции еду и одежду производили не колхозы с МТС, а такие же крестьяне. У наполеоновских генералов выбор был между "покупать у населения" и "так взять у того же населения". Причем, никакой гарантии, что продадут. Не столько из патриотизма, сколько из отсутствия излишков, ибо кругом частная собственность и ручной труд. Потому без грабежа населения Великая армия с места бы не сдвинулась, просто околев от голода.
Наполеон требовал с парламента "мужчин и лошадей". Но наверняка ремонту мужчин на месте только обрадовался бы. А лошадей больше взять было негде, кроме как вот тут, на захваченной территории.
И печальная судьба смоленского наполеоновского коменданта была закономерной. Неведомо, кто там была эта Прасковья, запершая его фуражиров в городе. Но вот что казачьи отряды вокруг Смоленска действовали - факт. Казаки же - военные профессионалы, их действия были гораздо более эффективными, чем крестьянских партизанских ватаг.
Всегда, во все времена население бежало от врага, стараясь спасти имущество. И также во все времена поджигало, уходя, поля, склады и постройки. Встречало нашественников оружием. И все же достаточно массированные нашествия прокатывались по целым странам. Потому что несмотря на сопротивление, захваченного ресурса хватало на прокормление.
Партизаны и рейдеры наполеоновскую армию обескровили. Но сломали ее регулярные части, загнав в разоренные, обожранные уже территории. А не обожрать пройденные пути при тогдашнем состоянии коммуникаций армия просто не могла.
Во времена более ранние армии были гораздо малочисленнее, а население - реже. И потому всем этим дружинам и ордам приходилось кормиться в том числе и охотой. Даже у "пардуса" Святослава и "вихря" Мстислава.
А тут, блин, войску Фингона пришлось кидаться за неприятелем как есть, в чем есть и с чем есть. Они в походы не собирались, они стояли на позициях, и в битву пошли без запасов жратвы и прочих ништяков.
Так под Фингоном не "тридцатьчетверки" были, чтоб гнать врага днем и ночью. После столкновения он все равно должен был бы остановиться, давая отдых коням и воинам. И потом также делать паузы в преследовании, причем, длительные. впрочем, противник тоже должен был останавливаться на отдых.
Вот во время этих "перекуров" обычно и снабжались.
А вот насчет того, что поскакали в погоню с парой бутербродов в кармане (поясной сумке)... Армия Хитлума стояла в предгорьях. Причем явно по плану было принять на себя на укреплениях атаки, а потом ударить на истощенного противника. Потому требуемые запасы в этих укреплениях находиться обязательно должны.
Ну и да, раненых лечить - это пара часов, чо там. Остановились, перевязали, кто сразу не сдох, тот через пару часов вылечится и, если будет неспособен воевать, хотя бы до дома сам дойдет. Вот так все просто.
Ага, пару часов!
Обычай оставлять достаточно тяжело раненых у местного населения просуществовал до начала 20 века. Причем раненых оставляли и на той территории, с которой уходили. В той же Москве, считается, после отступления русской армии оставалось 10-15 тысяч раненых, из которых несколько тысяч погибло при пожарах.
А некто Гуль, белоэмигрант, гулявший с Деникиным, откровенно упоминает требования этого генерала "оставлять побольше раненых при отступлении".
Так что Фингону пришлось бы стоять, пока раненые не окрепнут достаточно. Или оставлять небольшие лагеря с медперсоналом и охраной. в расчете, что по мере выздоровления эти лагеря будут свернуты, а личный состав отправится домой.
Но противник-то вынужден был делать то же самое - или бросать своих раненых на милость врага.
А еще я не могу передать словами всю степень офигения, опять постигшего меня, пока я это писала. Господи боже ты мой, и люди всерьез - ВСЕРЬЕЗ!!! - обсуждали и расставляли иерархию ВЫМЫШЛЕННЫХ существ!! Которых нет и не было никогда, которых сами люди и придумали!! И они на полном серьезе сидели и рассуждали, и спорили, кто из этих вымышленных существ выше, а кто ниже, и кто что умеет и почему. А сейчас сидят и на полном серьезе все это изучают!! И теологию на полном серьезе считают наукой!! Господи, 21-й век на дворе!!!
Хорошо, что 21. Во времена более давние и боговерные еще и головы друг другу сносили, выясняя: эти выдуманные существа единосущные или подобосущные.
И на тему сравнения энергетического потенциала святости херувимов и серафимов почтенные доктора били друг друга крестами по тонзурам. Не вдумываясь в "дважды множественное" число в терминах и странность персонажей под названием "быковидные" и "искры".
Насчет этих престолов, сил и начал - вроде бы это наследие зороастризма в христианстве. Это в нем фигурирует Амеша Спента, одновременно являясь и личностями, и персонификатами общественных явлений. И сверх того древнейшие фраваши на крылатых конях - чем не ангелы?