Теперь же о самом этом лесе и его подозрительном обитателе:
"In that wood in ages past Melian walked in the twilight of Middle-earth when the trees were young, and enchantment lay upon it still. But now the trees of Nan Elmoth were the tallest and darkest in all Beleriand, and there the sun never came; and there Eöl dwelt, who was named the Dark Elf. Of old he was of the kin of Thingol, but he was restless and ill at ease in Doriath, and when the Girdle of Melian was set about the Forest of Region where he dwelt he fled thence to Nan Elmoth. There he lived in deep shadow, loving the night and the twilight under the stars. He shunned the Noldor, holding them to blame for the return of Morgoth, to trouble the quiet of Beleriand; but for the Dwarves he had more liking than any other of the Elvenfolk of old. From him the Dwarves learned much of what passed in the lands of the Eldar".
"В том лесу в века минувшие Мелиан гуляла в сумерках Средиземья, когда деревья были юными, и чары все еще лежали на нем. Но теперь деревья Нан Элмота были высочайшими и темнейшими в Белерианде, и солнце никогда не приходило туда; и там жил Эол, кто назывался Темным Эльфом. В древности он был из родичей Тингола, но ему было беспокойно и плохо в покое Дориата, и, когда Пояс Мелиан был установлен вокруг леса Регион, где он жил, он бежал оттуда в Нан Элмот. Там он жил в глубокой тени, любя ночь и сумерки под звездами. Он избегал нолдор, считая их виновными в возвращении Моргота, нарушившем покой Белерианда; но к гномам он имел больше склонности, чем кто-либо другой из народа эльфов в древности. От него гномы узнали многое из того, что происходило в землях эльдар".
А откуда это узнавал сам Эол?
Но обо всем по порядку. Прежде всего непонятно (и останется непонятным, ибо никаких объяснений ни в каком виде и форме от канона так и не поступит), что это за чары такие и почему и какой египеццкой силой они сохраняются в этом лесу уже пятую тысячу лет? Что это за чары, которые отделены от их носителя и существующие каким-то собственным существованием? Как они чаруют, в пользу кого (Мелиан вроде добро у нас, да?), почему они не действуют на того же Эола? Тайна, покрытая беспросветным мраком.
Под пологом лиственного леса, конечно, тенисто и порой даже очень, но все же не вечная ночь и даже не сумерки. Хотя любить подзвездные сумерки в таком лесу все же затруднительно.
Но, кстати, а что насчет зимы? Зимой листья опадают (вернее, еще осенью) и в этом климате. Что же, нам хотят сказать, что Нан Элмот был вечнозеленым, что ли? Вот такого точно не может быть.
И Арэдель, кстати, подъехала к лесу как раз на исходе года, когда листья если еще не упали все, то сыпались так, что горе дворникам.
А вот сам Эол - о, это персона с крайне запутанной биографией. Обращаемся к черновикам и читаем там многабукаф:
оригинал:
"For Eöl was said to be a ‘Dark Elf, a term then applied to any Elves who had not been willing to leave Middle-earth - and were then (before the history and geography had been organized) imagined as wandering about, and often ill-disposed towards the ‘Light-Elves'. But it was also sometimes applied to Elves captured by Morgoth and enslaved and then released to do mischief among the Elves. I think this latter idea should be taken up. It would explain much about Eöl and his smithcraft. (I think the name might stay. It isn't really absolutely necessary that names should be significant.) In the old tale of The Fall of Gondolin Eöl was not in fact called ‘the Dark Elf, although in the soon abandoned Lay of the Fall of Gondolin (III.146) he is called ‘dark Eöl’, and it is said that ‘the Dark Elves were his kindred that wander without home’. In the Sketch of the Mythology (IV.34) he was called ‘the Dark Elf Eöl’, and so also in the Quenta (IV.136); in AB 1 (IV.301) he is ‘Eöl a Dark-elf, and in AB 2 (V.136) ‘Eöl the Dark-elf - so also in all the entries in GA. I do not think that ‘Dark-elves' had ever been used in the sense referred to in this note, that of ‘darkened Elves', Elves ensnared and corrupted by Morgoth. The words ‘I think this latter idea should be taken up. It would explain much about Eöl and his smithcraft’ were the basis for an abandoned sketch of Eöl's history given below.
In a passage of the Turins Saga’ which was excluded in Unfinished Tales (p. 96 and note 12) because it had been used in The Silmarillion (pp. 201-2), it is told that Eöl gave the sword Anglachel which he had made ‘to Thingol as fee, which he begrudged, for leave to dwell in Nan Elmoth’.
Against the words ‘but he loved him not’ my father wrote in the margin of the carbon copy, B(ii): ‘Because Thingol was friendly with the Noldor before they left Middle-earth’ (cf. X.172). On B(i) he emended the words ‘he loved him not’ to ‘he was ill at ease in Doriath’, and on an inserted page he roughed out a new story about Eöl. This is in two versions, which are however largely identical. The first reads: but he was restless and ill at ease in Doriath, and when the Girdle of Melian was set about the Forest of Region where he dwelt he departed. It is thought (though no clear tale was known) that he was captured by orks and taken to Thangorodrim, and there became enslaved; but owing to his skills (which in that place were turned much to smithcraft and metalwork) he received some favour, and was freer than most slaves to move about, and so eventually he escaped and sought hiding in Nan Elmoth (maybe not without the knowledge of Morgoth, who used such ‘escaped’ slaves to work mischief among the Elves). The second version begins:
and when he heard that Melian would put a Girdle about Doriath that none could pass ..... without the leave of the king or of Melian herself, he left the Forest of Region where he had dwelt and sought for a place to dwell. But since he did not love the Noldor he found it hard to find a place where he would be unmolested. It was believed afterwards (though no certain tale was known) that in his wandering he was captured [&c. as in the first version]
This is possibly compatible with the story that Eöl gave Anglachel to Thingol as fee to dwell in Nan Elmoth. It would be interesting to know why my father wished thus to change Eöl's history - or rather, why he wished to attribute Eöl's skill in metals to a time of slavery in Angband; but in any event he thought better of it, for in a scribbled note beside the two versions of the story he said that this would not do, being too repetitive of the later history of Maeglin, and that Eöl's skill was derived from the Dwarves.
подстрочник:
"Ибо Эол, как говорили, был "Темный Эльф", термин, применяемый тогда к любым эльфам, которые не желали покидать Средиземье - и были затем (прежде чем история и география были организованы) представляемы скитающимися, и часто дурно настроенными по отношению к "эльфам света". Но иногда это также применялось к эльфам, захваченным Морготом и порабощенным, а затем выпущенным, чтобы причинять вред среди эльфов. Я думаю, что эту последнюю идею следует принять. Это многое объяснило бы касаемо Эола и его кузнечного мастерства. (Я думаю, имя может остаться. Нет абсолютной необходимости, чтобы имена были значимыми.)
В старой истории "Падение Гондолина" Эол не был на самом деле назван "Темным эльфом", хотя в вскоре оставленном "Лэ о падении Гондолина" (III.146) он назван "темный Эол", и сказано, что "темные эльфы были его родственниками, которые скитаются без дома". В "Очерке мифологии" (IV.34) он был назван "Темный эльф Эол", и так же в Квенте (IV.136); В AB 1 (IV.301) он - "Эол темный эльф" [с неопределенным артиклем], а в AB 2 (V.136) - "Эол Темный эльф" [с определенным артиклем] - так же и во всех статьях в GA. Я не думаю, что "темные эльфы" когда-либо использовались в смысле, упомянутом в этой заметке, как "затемненные эльфы", эльфы, пойманные в ловушку и развращенные Морготом. Слова "Я думаю, что эту последнюю идею следует принять. Это многое объяснило бы касаемо Эола и его кузнечного мастерства" были основой для оставленного наброска истории Эола, приведенного ниже.
В отрывке Саги о Турине, который был исключен из "Неоконченных" (стр. 96 и примечание 12), поскольку он использовался в "Сильмариллионе" (стр. 201-2), говорится, что Эол дал меч Англахель, который он сделал "Тинголу, как плату, которую он дал неохотно, за разрешение жить в Нан Элмоте".
Против слов "но он не любил его" мой отец написал на полях [сделанной через копирку] копии B (ii): "Потому что Тингол был дружен с нолдор до того, как они покинули Средиземье" (ср. X.172). В B (i) он исправил слова "он не любил его" на "ему было плохо в покое Дориата", и на вставленной странице он набросал новую историю об Эоле. Она существует в двух версиях, которые, однако, в значительной степени идентичны. Первая гласит: "Но ему было беспокойно и плохо в покое Дориата, и, когда Пояс Мелиан был установлен вокруг леса Регион, где он жил, он ушел. Думается (хотя никакой ясной истории неизвестно), что он был схвачен орками и доставлен в Тангородрим, и там сделался порабощен; но благодаря своим навыкам (которые в том месте были обращены в основном к кузнечному искусству и работе с металлом) он получил некоторую благосклонность и был более свободен в передвижении, чем большинство рабов, и так в конце концов он сбежал и искал спрятаться в Нан Элмоте (возможно, не без ведома Моргота, который использовал таких "сбежавших" рабов, чтобы причинять вред среди эльфов)".
Вторая версия начинается:
"и когда он услышал, что Мелиан хочет наложить Пояс на Дориат, чтобы никто не мог пройти ... без разрешения короля или самой Мелиан, он покинул Лес Регион, где он жил, и искал место для проживания. Но коль скоро он не любил нолдор, ему было трудно найти место, где бы его не беспокоили. Впоследствии считалось (хотя никаких достоверных рассказов не было известно), что во время странствий он был схвачен [и т.д. как в первой версии]"
Это, возможно, согласуется с историей о том, что Эол отдал Англахель Тинголу как плату, чтобы жить в Нан Элмоте. Было бы интересно узнать, почему мой отец хотел так изменить историю Эола - или, скорее, почему он хотел приписать умение Эола в обращении с металлами временам рабства в Ангбанде; но в любом случае он подумал над этим, ибо в нацарапанной заметке рядом с двумя версиями истории он сказал, что этого не будет, поскольку слишком повторяет более позднюю историю Маэглина, и что навыки Эола были заимствованы у гномов.
Боже ж мой, Профессор застеснялся самоповторов!