Служение Создателю - это безусловная добродетель в случае, если мы принимаем Его существование. Если он даритель экзистенции, да ещё если Он по умолчанию самый мудрый и знает, что для нас лучше, то мы по гроб Ему обязаны служить, "исполнять волю" итд. Тут очень прагматично мысль движется: Творец - источник добра, я хочу к Нему прилепиться и быть с Ним. Если я начинаю движение в сторону, значит, я двигаюсь от Него, от Света, от Тепла, от Добра. Цепочка рассуждений нормального теиста.
Кстати, про всеведение - это ещё один тяжелый вопрос. Если Эру знает наперёд, чем всё закончится (предельный фатализм), то это печально. Тогда "весь мир - сцена". Эру смотрит на всё со сценарием в руках, пару раз включается за триллионы лет в процесс, чтобы что-то подтянуть, цепь смазать, а потом опять бух на диван и кнопку "пауза" второй раз нажать.
Но фатализм может быть ограниченным. Тогда разумные существа, наделённые СВОБОДОЙ, становятся элементами, привносящими в систему вариации, мутации и прочие непотребности. Мелькор мог спеть без того, чтобы нарушать гармонию в пустотах илуватарской берлоги. Или, например, "покаяться" (не просто сказать: "ок, как хотите", а в душе затаить обиду), реально измениться и с любовью служить Эру дальше. Сценарий меняется, Эру нагребает новую порцию попкорна, шоу набирает обороты и повороты.
Всеведение Эру остается всеведением, просто Его всеведение - это бесконечная паутина возможных вариантов развития Вселенной. Он знает все ходы этой паутины, но как свободные элементы системы себя поведут - тут самоограничение Бога, его добровольные наручники на себя. Свобода его творений - ограничение свободы Себя Самого.
----------------
Про Арду как пылинку. Меня всегда радовал аргумент про роман Бога с Землей и Человеком. Бог любит по уши Человека и место, где он живёт. Всё остальное пусть будет, но милее ему грязненький махонький человечек/эльф/ауйнурик, слабый вздорный глупыш. Любимый. Поэтому столько внимания. В глазах любящего нас Смотрящего мы, этот плевочек биомассы в бесконечных пространствах, - самое ценное. Любовь зла
----------------
В Сильме, да и в каноне в целом, содержание понятия "безмерного горя" очень расплывчато. Я могу как софист впихнуть в это понятие приятные мне смыслы, но вряд ли оно удовлетворит скептика.
Можно двигаться по-даосски: горе оттеняет радостные моменты. Минуты редкого счастья не были такими яркими, пульсирующими, если бы не было потока страданий, горнила переживаний и тд.
Можно поднести лупу апостола Павла и Августина (и взглянуть письма Профессора, где он касается темы смерти): горе закаляет, горе - это чистилище на земле, которое своим очистительным огнём отливает из нас граждан Небесного королевства. Люди смертны, и это прекрасно, потому что страдания закончатся, "серые гавани" тебя примут, и Эру утрёт слезу с твоей щеки: в Конце.
---------------
креационисты 90-х годов прошлого века говорили, что Бог сделал мир таким, чтобы у людей была возможность думать, что мир МОГ БЫ БЫТЬ не сотворен Богом, чтобы не было железных аргументов в защиту Божьего участия, иначе Бог насилует мозг человека и заставляет его признать Себя. Поэтому мир такой огромный и бездонный: чтобы уверенные в случайности/небожественности мира могли спокойно оставаться при своих вглядах. ну не прелесть
