Эльфы ожидали, что Конец Арды будет катастрофическим. Они думали, что он будет вызван распадом структуры Имбара, по крайней мере, если не всей системы. Конец Арды есть, конечно, не та же самая вещь, что конец Эа. О нем они считали, что ничего не могло быть знаемо, исключая, что Эа в конечном счете конечна.
Эльфы известные оптимисты. Откуда они могли взять такой вывод? Просто им так хотелось, надоело сидеть в этой тюрьме?
Примечательно, что эльфы не имели мифов или легенд, рассматривающих конец света. Миф, что появляется в конце "Сильмариллиона", имеет нуменорское происхождение 19; он явно создан людьми, хотя людьми, знакомыми с эльфийской традицией. Все эльфийские традиции представлены как "истории", или как сообщения о том, что когда-то было.
Блин, это любопытная особенность эльфийских мозгов – не придумывать мифы о будущем. Интересно, что послужило этому причиной? Ну и вот эта фраза явно свидетельствует, что Финрод не мог все это про будущее Арды насочинять, эльфы не сочиняют ничего о будущем.
Мы здесь имеем дело с эльфийской мыслью в ранний период, когда эльдар были все еще полностью "физическими" в телесной форме. Гораздо позже, когда процесс (уже мельком замеченный Финродом), называемый "убыванием" или "увяданием/угасанием", стал более эффективным, их взгляды на Конец Арды, насколько он касался их самих, должно быть, были изменены. Но имеется мало записей о каких-либо контактах эльфийской и человеческой мысли в такие более поздние дни.
A какие более поздние дни, а какие - ранние? Атрабет – ранние, а Третья эпоха -поздние? Потому что кроме Финрода, судя по всему, никто более с людскими мыслями не контактировал. Ну еще вот те проповедники, которые на Нуменор приплывали. Но и записи Атрабета не эльфами сделаны, ни более поздние записи уж тем более не сделаны эльфами. То есть мы вообще не знаем эльфийских реальных взглядов на будущее и не можем отметить их динамику. Автор нагоняет антураж обширной переписки в ранние дни, и ее сворачивания в поздние. Но как-то не верится даже в первое.
Они в конечном итоге стали вселены, если это может быть названо так, не в реально видимых и осязаемых хроар, но только в памяти феа о ее телесной форме и ее [души] желании ее [телесной формы]; и поэтому не зависимого для просто существования от материала Арды 20. Но они, похоже, считали и действительно продолжают считать, что это желание хроа показывает, что их более позднее (и настоящее) состояние не естественно для них, и они остаются в эстели, что Эру исцелит его.
Ничего не понятно, но очень интересно. То есть они вселены в итоге не в тела, а в память душ об телах и в желания души о теле. То есть, если душа – это бесформенное нечто, то вселённая в эту свою память, она, душа, принимает призрачную форму прежнего тела, но не только того, какое было, а еще и в желательном варианте. Ну, раз им все равно более ничего не доступно, то хоть покрасивее воплотиться.
Фраза «и действительно продолжают считать» - умиляет. Про умерших, в лучшем случае оформившихся в прежние контуры, можно написать, что они считают хоть как – это им уже все равно.
Фраза «и поэтому не зависимого для просто существования от материала Арды» - о чем он? Не зависящего от материала, не влияющего на материал, не ощутимого для материала Арды… А то какой-то вызов демонов написан.
И далее про желание тела. Я три раза перечитала и не до конца уверена, что поняла, но вроде так: раз душа в своем внетелесном существовании продолжает мечтать о теле, то жить без тела неестественно и надо необоснованно надеяться, что Эру это исправит и тела вернет. Тут интересно, что вот эта надежда на то, что бог сделает им хорошо, это эстель, надежда без малейших оснований. Не обольщаются эльфы насчет своего бога.
Блин, что-то меня накрыло - это их развоплощение, оно же постепенное. Это же как людская старость, почти. Да, не болит ничего, но ни карандаш/молот/иглу взять уже не можешь, руки сквозь предмет проходят. Не ясно, надо ли ложиться спать или не надо уже. Надо ли есть или уже пофиг. Надо ли одеваться, наряжаться. Все равно все вокруг умирают. Кто-то через стены уже проходит. Появились идея сделать хоть свистульку/ложку/колечко – а все, ничего уже не можешь. Только смотреть. Ужас просто.
А может, можно было бы улететь в Средиземье, раз они уже все равно души? Ну что толку тут сидеть, на Тол Эрессеа? Или в Валинор слетать. Интересно, а могут майар или валар как-то ограничивать перемещения душ? И, когда Аман улетел, куда там он улетел, может из Мандоса стало можно выйти сквозь стену? Ну, физически стены эти не существуют же уже? Или как?
"Не естественно", обязано ли это полностью, как они раньше думали, ослаблению хроа (происходящего от слабости, введенной Мелькором в вещество Арды, которым оно должно питаться), или частично воздействием доминирующей феа на материальное хроа на протяжении многих веков. (В последнем случае "естественно" может относиться только к идеальному состоянию, в котором неискаженная материя могла вечно выносить обитание превосходно приспособленной феа. Оно [в смысле, "естественно"] не может относиться к реальному замыслу Эру, коль скоро Темы Детей были введены после возникновения разлада Мелькора.
Вот этот кусок - особо забористый. То есть он тут рассуждает о причинах развоплощения – от ослабления тел ли это происходило или от того, что душа над телом доминирует. Как может происходить от «ослабления тел», если от века к веку эльфийские тела делаются все более крепкими от того, что душа главнее и от долгого житья в Арде - нам вот в пятом примечании написали же. Значит, следует причиной развоплощения считать доминирование души над телом. Но как это возможно, если от века к веку эльфийские тела делаются все более крепкими.
Кольцевая, подумал Штирлиц (анекдот). И да, как можно рассуждать про неискаженное существование эльфов, если и они и люди были задуманы для искаженного мира. Все. Все рассуждения о том, что было бы, если бы Мелькор мир не исказил, как там эльфам бы жилось/какие бы у них были души и тела – никак не жилось, их бы там не было совсем, никаких. И людей не было. Но автор продолжает рассматривать сферического коня в вакууме внутри вымышленного мира.
"Увядание" эльфийских хроар должно поэтому быть частью Истории Арды, как предусмотрено Эру, и способом, которым эльфы должны были освободить место для Владычества людей. Эльфы находят свое вытеснение людьми тайной и причиной горя; ибо они говорят. что люди, по крайней мере, столь широко управляемые, как они есть, злом Мелькора, имеют меньше и меньше любви к Арде как таковой и в обширной степени заняты в разрушении ее в попытке властвовать над ней.
Не поняла почему эльфы находят свое вытеснение людьми "тайной"? Почему это причиняет им горе – я понимаю, а насчет "тайны" – нет. И да, эльфы горюют не потому, что их сняли с ниток и положили в сундуки, а люди еще пляшут и будут плясать, а потому что люди Арду не любят и Мелькору подчиняются. Ага, конечно. И да, камень в огород технического прогресса, куда ж без этого.
Они все еще верят, что исцеление Эру от всех горестей Арды придет теперь путем и через людей; но эльфийская часть в исцелении или искуплении будет главным образом в восстановлении любви к Арде, чему их память о прошлом и понимание того, что могло бы быть будет способствовать.
Нормально, люди победят Мелькора (по одной версии), люди восстановят Арду(по другой версии), но руководить ими будут эльфы, потому что лучше помнят, как было и знают как надо сделать. Потому что так любить Арду, как эльфы, люди не умеют. Ну и ладно, что людям тут не дали задержаться, ну и ладно, что их как джамшутов используют, они Арду не любят так как надо, значит руководить стройкой они не могут. Тут только руками развести от авторской морали.
Ард, они говорят, будет разрушена злобными/порочными людьми (или злобой/порочностью в людях); но исцелена через доброту в людях. Злобность/порочность, высокомерное/повелевающее отсутствие любви эльфы возместят. Святостью добрых людей - их прямой привязанностью к Эру, прежде и превыше всех работ Эру 21 - эльфы могут быть избавлены от последней из своих горестей: печали: печали, что должна приходить даже от бескорыстной любви к чему-либо меньшему, чем Эру).
То есть одни злобные люди разрушат Арду, а другие ее исцелят. Все бы было ничего, если бы нам не говорили ранее, что те же эльфы считают, что это Эру разрушит Арду. И как эльфы возместят, что бы то ни было – я не понимаю, хоть убейте. Ладно бы, когда Арду будут строить добрые люди ( не всякие истерлинги и Бродды, а Арагорн вот будет), то эльфы им помогут своей добротой, добавляя ее как раствор на кирпичи. Но тут ведь написано, что «отсутствие любви эльфы возместят» - то есть у строителей этой любви не будет? А как они такие будут строить? И почему у добрых-то людей любви к Арде не будет? И нафига, тогда, они тут вообще? Что они, не имеющие любви, тут настроят в итоге? И как будет происходить это взаимодействие – люди ментально возводят каркас Доброй Арды, а эльфы что делают? Куда они доброту кладут свою, любовь?
И финал – святостью добрых людей эльфы будут избавлены от печали. Что это значит? Что эльфы более не будут печалиться, что на земле есть злые люди, а будут только на добрых любоваться, и печалиться перестанут?
А уж последняя фраза... Что печаль эльфов, оказывается, не от того, что злобные люди курочат Арду, а от «бескорыстной любви к чему-либо меньшему, чем Эру». Откуда это взялось, как это связано с выше сказанным, и что эта фраза вообще значит? Мелькор вот меньше Эру – к нему тоже бескорыстная любовь порождает печаль?