Немного о последствиях извержения.
В 2017 году, через семь после извержения известного вулкана с неудобопроизносимым названием, я побывала в Исландии. Мы ехали по шоссе вдоль южного побережья - можете посмотреть на карту, оно там одно, ни с чем не перепутаете.
Между шоссе и цепью гор тянутся покрытые травой луга, на которых стоят фермы и пасутся коровы и овцы.
Далее цитирую саму себя из отчета "Десять дней вокруг Исландии", который целиком можно найти в разделе "По городам и странам".
Вулканы, покрытые ледниками, помимо всего прочего, опасны ещё тем, что в момент пробуждения вулкана от спячки начинается интенсивное таяние ледяной шапки, массы воды устремляются вниз вместе с большим количеством горных пород, образуя нечто вроде селевого потока, только более грандиозного и продолжительного. В отличие от медленной лавы, сель течёт стремительно, и предсказать его направление в начале извержения невозможно. Тогда, в 2010-м, сель, к счастью, пошёл в другую сторону, но пепел засыпал всё толстым слоем. Жители успели уехать и угнать стада, но пеплопад продолжался несколько недель и покрыл всю долину, похоронив под собой луга, пастбища и приусадебные хозяйства. Его потом сгребали и увозили – мы видели места, куда его свезли со своих лугов фермеры, и это даёт представление о том, какая титаническая работа была проделана. Эта работа и этот постоянный риск – словно расплата за ту кажущуюся лёгкость и беззаботность, с которой живут исландские фермеры. А ведь со стороны это выглядит именно так.
Там же приложена фотография, но эта идиллическая картинка - вид места, которое было расчищено сразу же после окончания извержения. В местах, где расчистку производили позже, трава куда более чахлая и редкая, а где не расчистили совсем - там по-прежнему все мертво и серо. К сожалению, по техническим причинам не могу выложить фотографии.
Так вот, за семь лет, при помощи современной техники расчистили далеко не все полезнве площади, засыпанные пеплом. И ни одна травинка не смогла пробиться сквозь слой пепла там, где убрать его пока не успели.
А ведь это извержение было не из самых мощных.