Блин, вот вспомнила я вчера "Пеструю ленту" (ну, что в фильме Ватсон говорит, что змеи глухи), а теперь она у меня из головы нейдет, потому что я давно хочу сочинить альтернативную "все было не так" версию этой истории.
Потому что косяков и необъяснимых вещей там воз и тележка. Начиная с того, что - и это удивляло еще в отрочестве - Ройлотт, мол, в Индии до смерти избил туземца-дворецкого, и ему грозила смертная казнь, и он с трудом ее избежал. За туземца-дворецкого?! Серьезно?!
Ладно, я не ставлю себе задачу просеять весь текст, я о существенном. Все началось с того, что Холмс заявляет в фильме: "Никому, кроме Ройлотта, не нужна была смерть этих несчастных сестер" (в тексте, кстати, менее безапелляционно: "у отчима были весьма веские основания препятствовать замужеству падчериц"). Эээ... а с фига ли?! С фига ли Холмс, этот великий сыщик, так заявляет? Они все трое наследуют друг другу, смерть любого из троих равно выгодна обоим остальным. И Элен смерть Джулии выгодна ровно в той же мере, что и Ройлотту. Но Холмсу даже мысли о том не закрадывается. И только потому, что Элен пришла вся такая несчастная и плачущая, а Ройлотт открыл дверь ногой и пообещал сделать козью морду. Конечно, она невинная овечка, а он злодей, который всю жизнь делает ужасные вещи - с ее слов. Мы (и Холмс) знаем обо всем исключительно со слов Элен. И вообще всю историю знаем исключительно с ее слов. А что ее слова не вызывают доверия, видно уже из того, что Ройлотт "влил ей [Джулии] в рот коньяку и тотчас же послал за деревенским врачом, но все усилия спасти ее были напрасны, и она скончалась, не приходя в сознание". Ройлотт?! Дипломированный врач?! Который сам имел многолетнюю врачебную практику?! И он ведет себя как обычный обыватель и посылает за врачом?! Серьезно?!
Идем далее: вот она рассказала и ушла, следом влетел Ройлотт и начал гнуть пальцы веером, а кочерги кольцами. Но скажите, умный и коварный убийца, уже осуществивший одно убийство и планирующий другое со дня на день, будет так себя вести?! Он будет так привлекать к себе внимание?! К тому же ему прекрасно известно, кто такой Шерлок Холмс.
Снова далее: вот Холмс и Ватсон приехали в Сток-Морон, осмотрели все, потом сидят в гостинице, видят, как приехал Ройлотт (и слышат, как он, негодяй, рычит на кучера - из гостиницы они это слышат, ага), дождались сигнала и пошли в поместье. Без труда перелезли через ограду, потому что она "обрушилась во многих местах". Идут по парку и вдруг "какое-то существо, похожее на отвратительного урода-ребенка, выскочило из лавровых кустов, бросилось, корчась, на траву, а потом промчалось через лужайку и скрылось в темноте". И это, значит, павиан. Любопытно, что Ватсон, реально живший на Востоке, его не узнал. И неудивительно. Потому что, по словам мисс Элен, "есть у него [Ройлотта] страсть к животным, которых присылает ему из Индии один знакомый, и в настоящее время по его владениям свободно разгуливают гепард и павиан, наводя на жителей почти такой же страх, как и он сам" - но павианы не живут в Индии!! И никогда не жили. Ройлотту не могут присылать павианов из Индии, потому что их там нет. Но почему-то ни Холмс, ни Ватсон не обратили ни малейшего внимания на эту нестыковку.
А теперь скажите мне а) откуда у Ройлотта деньги?! Нам описывают, что поместье нищее и заложено-перезаложено, дом полуразрушен, даже слуг практически нет. А доставка животных из Индии в Англию - это дорогое удовольствие. Так откуда у Ройлотта деньги на это?!?!?!
и б) почему гепард (в других переводах пантера) и павиан вообще разгуливают по парку?! Ведь ограда разрушена, и оба животных могут свободно бегать где угодно. И они реально бегали бы. И неминуемо и очень быстро были бы застрелены кем-то из деревенских, потому что это опасные животные, они нападали бы на людей и (пантера) на скот. И их просто застрелили бы. А они тут, понимаете ли, по парку скачут непривязанные.
Впрочем, гепарда (или пантеру) мы не видим. И кого мы увидели вместо павиана, тоже неизвестно. А это важно, потому что именно на основании завоза из Индии всяких экзотических животных Холмс делает вывод о змее.
И вот влезли Холмс и Ватсон в комнату, сидят ждут, ну, дальше вы помните. Только не путайте текст и фильм, они имеют существенные отличия (в фильме, например, Элен тут же с ними, а в тексте она ночует в соседней комнате).
Так вот. Начать с того, что почему Ройлотт вообще выбрал такой ненадежный способ убийства? Вот запустил змею - а если бы она не укусила? Ну ничо ж не гарантирует!! А Ройлотту убийство нужно позарез в считанные дни, потому что через две недели падчерица выходит замуж, и вся комбинация разваливается. А ведь змеи не кусают просто так, от злобы своей. Они кусают только когда им что-то угрожает. Так что даже если змея заползет в комнату падчерицы, кусать эту падчерицу у нее нет никаких оснований.
А если Элен (или Джулия) увидят змею раньше, чем та их укусит? Тоже все развалится, потому что они ж не будут молчать, они ж расскажут, хотя бы одна другой. И в случае внезапной смерти одной другая скажет, что тут змея вот моталась.
Мало того, даже от укусов ну самой ядовитой из существующих змей не умирают сразу! Даже укус самой разъядовитой змеи причинит смерть ну в самом худшем случае не раньше чем через полчаса. За эти полчаса жертва успеет рассказать, что с ней случилось.
И Ройлотт, мол, приучил змею возвращаться - а КАК он ее приучил?! Просто как?! И как Элен и Джулия не замечали, как он ее приучал? Ведь для этого он должен был регулярно запускать змею в соседнюю комнату, и поначалу очень долго у него это должно было не получаться, и он должен был идти в ту комнату и ловить змею сам. И никто ничего не замечал?
И на шкафу у него, значит, блюдечко с молоком для змеи. Ну да, налить молоко непосредственно перед употреблением никак нельзя, надо непременно заранее, минимум за полдня, чтобы молоко стояло и кисло. И непременно в блюдечко на шкафу, чтобы Холмс видел, а не в сейф, где змея находится.
Но главное, вот самое главное: змеи не пьют молока!!! Это выдумка, предрассудок!! Змеи не имеют необходимых ферментов для усвоения молока!! Оно причиняет им только расстройство пищеварения. Конечно, если вопрос жизни и смерти, змея будет пить и молоко - но только если имеет перед собой неиллюзорную смерть от жажды и никакой другой жидкости. И оттого, что люди верят в пьющих молоко змей, змеи его пить не начнут.
Далее: змеи не могут ползать по вертикальной незакрепленной веревке!! Если веревка висит просто так, свободно, змея не может ползать по ней. Когда снимали экранизацию, в этом убедились наглядно. Поэтому змея не могла, не умела, не была в состоянии ни спуститься по шнурку от звонка, ни взобраться обратно. И Ройлотт должен был заметить это еще на стадии приучения.
И потом, когда Холмс начинает лупить тростью по змее - блин, змея не уползла бы назад! Она бы упала с перебитым позвоночником. Змее много не надо, чтобы получить серьезные травмы. Это змея, а не носорог.
Но! Но ведь Ватсон сам эту змею в комнате не видит. Это Холмс хлещет тростью по шнуру и считает, что он что-то видит.
А потом... а потом они слышат ужасный крик, и все, мол, кончено. Во-первых, с чего бы Ройлотту так орать? Укус даже самой разъядовитой змеи - это не адская нестерпимая боль, чтобы орать как в родильных муках.
А во-вторых... блин, поставьте себя на место Ройлотта. Ночь, тишина, вы занимаетесь своим черным делом. И вдруг вы слышите за стеной, из комнаты, где, по вашему мнению, находится ваша падчерица, громкий мужской голос ("— Вы видите ее, Уотсон? — проревел он. — Видите?") и звуки ударов. Что вы будете делать? Караулить змею и прятать ее в сейф? Нет, блин! Вы возьмете револьвер и пойдете разбираться, кто там забрался в ваш дом. Именно так, потому что характер у вас необузданный, и вы никого не боитесь, а ваш дом - ваша крепость.
Но Ройлотт почему-то даже не думает делать ничего такого. Когда Холмс и Ватсон входят в комнату, они находят Ройлотта сидящим у стола на соломенном стуле, а на коленях плеть. И это после того, как он орал так, будто... "тишину ночи прорезал такой ужасный крик, какого я не слышал никогда в жизни. Этот хриплый крик, в котором смешались страдание, страх и ярость, становился все громче и громче. Рассказывали потом, что не только в деревне, но даже в отдаленном домике священника крик этот разбудил всех спящих" (кстати, откуда Ватсону знать, что там потом рассказывали? Ватсон приехал и уехал и никогда больше не посещал эти места). И вот, этак-то вопя и издав такие вопли, Ройлотт мирно сидит на стуле, даже плеть с коленей не уронив?!
А змея, мол, вся такая разозленная ударами Холмсовой трости, вернулась и напала на первого попавшегося чисто по злобе своей безграничной ("Удары моей трости разозлили ее, в ней проснулась змеиная злоба, и она напала на первого попавшегося ей человека"). Ну да, именно такими соображениями и руководствуются змеи.
При этом дело происходит в Англии, а не в тропиках, и на дворе апрель ("в одно апрельское утро 1883 года"). И спальни английских домов не очень-то отапливаются даже сейчас, а уж в нищих сельских усадьбах конца 19-го века не отапливались и подавно. И дело происходит ночью, когда даже солнце не греет. То есть холоднокровная змея малоподвижна и медлительна.
И обратите внимание, что ни Холмс, ни Ватсон (который вообще-то доктор) не осматривают сам труп. Они его даже не касаются.
Так что это было? И почему никто даже не думает заподозрить Элен?!