Это про современных верующих. И для нас с вами. Но у нас совсем другая картина мира. А в те далекие времена эти боги представлялись такой же реальностью, как деревья и трава. Так что встреча с ними - хоть и нечастое дело, но возможное по понятиям пещерного эльфа. И удивится он не больше, чем если встретит редкое животное. Ну, по крайней мере, мне так кажется, когда я представляю себя на его месте.
А для современных верующих их боги не реальность, что ли?
Второе: в те далекие времена боги не могли представляться такой же реальностью, как деревья и трава - потому что их видели не чаще, чем сейчас. То есть не видел никто. Как привидения - их всегда видит третье лицо. Рассказчик рассказывает, что ему рассказывали, как кто-то их видел. Но никогда не тот, кто видел их сам.
И почему в таком случае пещерный эльф, увидев воочию божество, должен отнестись к этому без удивления?! И как он вообще должен понять, что это божество? Только потому, что встречный так говорит?
А почему он должен говорить, что они веровали неправильно? Он будет рассказывать об Эру и Манвэ с Вардой - а эльфы сопоставлять со своими мифами и ставить местных божеств в соответствие.
Да потому что Оромэ учит их верить не в новых богов вместо прежних (в реальном мире дело житейское - является очередной Иисус или Мухаммед и заявляет примерно то же самое), а вместо прежних в т.ч. и В СЕБЯ!! Что это он тоже творил мир!! Неужели Вы разницы не понимаете?!
А если рассказ как-то совсем не совпадает с их корпусом легенд, будут его инкорпорировать и нести дальше в массы, украшая новыми понятными им деталями. Ну там, вигвам Хозяина Неба на Таникветили и Хозяйка Звезд, которая шьет ему иглой из луча звездного света мокасины, украшая их мелкой звездной россыпью.
И почему они должны ему поверить?
Ну, и чего в этом такого удивительного? Если можно встретить Хозяйку Травы, у которой вся трава во власти, то почему нельзя Великого Охотника? И почему должно смущать, что Великий Охотник, оказывается, тоже уже был, когда творили мир и сам принимал участие?
Да потому что "можно встретить" - это, блин, не то же самое, что "я сам реально встретил"! Можно увидеть живого слона, мы даже точно знаем, что слоны существуют в реальности. Но если по улице Вашего города пойдет слон, Вы, наверное, удивитесь?
А если он при это выглядит не как слон?
А если "можно встретить" какое-то божество, то "я реально его встретил" - это еще больший офигей, в разы больший. Потому что реально его никто не встречал! Реально все, кто его якобы видел, видели что-то далеко и мельком, что принимали за божество. Или принимали за божество какие-то глюки. А так, чтобы без всяких плясок, в обыденной обстановке увидеть, реально увидеть, взаправду - это, по-Вашему, всем было бы ачотакова?
А если он при этом еще и выглядит не так, как, по мнению наблюдателей, должен выглядеть?
Или вы полагаете, что внешний облик Оромэ был недостаточно величествен, чтобы можно было поверить, что он мог быть причастен? Но для этого же не обязательно быть величиной с гору. Нужно просто быть явно за гранью возможностей любого эльфа и любого из известных зверей. Ну, там, медведя, наверное, как самого сильного. Слонов, скорее всего, эльфы не знали.
Ну и как эльфы узнали, что он явно за гранью возможностей?
Просто на пальцах: вот верит эльф (условно) в какую-нибудь Ильматар, которая создала мир так-то и так-то, выглядит так-то и так-то, живет там-то и там-то, делает то-то и то-то. И вдруг является ему (реально является, никаких сомнений, что это происходит в реальности) кто-то и говорит, что его зовут так-то, мир создал он, совсем другим способом, живет совсем в другом месте и выглядит совершенно по-другому.
Ну и на каком основании этот эльф вообще ему поверит?! Что, если он пещерный эльф, то по определению легковерный идиот и верит во все, что ему скажут?
Это для нас сказки. А верующие в старое время, скажем, чертей регулярно видели и в их существовании не сомневались. И, встретив черта, конечно, испугались бы, но картину мира это не пошатнуло бы - он там вполне вписан.
Ога. А теперь представьте, что они реально его встретили. Вот не кто-то ночью шел в тумане мимо кладбища, пьяный в дупелину, и чт-то там вроде мелькнуло, а прям средь бела дня у всех на виду является и исчезать не собирается. Да мало того, на черта не похож!! У него ни хвоста, ни рогов, ни копыт, в общем, ничего общего с обликом фольклорного черта, кроме антропоморфности. Ну и кто реально поверил бы, что это черт?
А если вместо черта явился ангел? Ну, ангелов даже верующие в старое время регулярно не видали. И вот является средь бела дня и всем сразу, ест-пьет, разговаривает - причем без крыльев за спиной и нимба над головой. Кто реально поверит, что это ангел? А из тех, кто все же поверит, сколько народу не охренеет лютым охренением?
Следующая ступенька вверх - а представьте, если явился бы какой-нибудь давно почивший святой? Те же обстоятельства, те же вопросы.
И как? Ничотакова?