В который раз убеждаюсь в разнице восприятий у разных людей. Для меня это никак не возможно в едином образе.
Почему?!

Гениальный творец только и делает, что возвышенные мысли гоняет? А чем он занимается между актами гениального творения? Сочинение гениальной музыки нисколько не мешает донимать музыкантов указаниями, как именно они должны эту музыку исполнять.
Разве Эру Абсолют? Профессор писал, что Эру христианский бог (в письмах, что само по себе для меня уже источник второго ранга.) Христианский бог, во первых, не равен Абсолюту, а во-вторых, у каждого своя картина христианского бога.
Эээ... а кто он?
Христианский бог не равен Абсолюту?!

А кому он равен и что такое по-Вашему Абсолют?
Ну и наконец: есть официальное христианское мнение насчет того, что такое христианский бог. А все эти "истины вообще нет" и "каждый понимает по-своему", и прочий удобный релятивизм пусть идут лесом. Дориатским. По мнению христианских авторитетов, бог таков, таков и таков. Если это кому-то по каким-то причинам не нравится, это его личные трудности.
Ну, допустим, он всемогущий
Снова

Что значит "допустим"?! Что, есть варианты?!
но почему он должен творить мир целиком.
Если он хочет сотворить мир, если у него цель именно такая, то на кой черт ему промежуточные стадии? Любая желаемая им вещь может возникнуть в тот же миг абсолютно готовой.
Почему он должен выбрать этот способ и предпочесть его тому, который описан в Сильме?
Просто скажите мне, почему он должен сначала создавать джамшутов, потом объяснять им план, а потом эти криворукие будут долго и криво строить - вместо того, чтобы сразу создать то, что он хочет.
Да, ответы типа "я не знаю, я не бог", "а почему бы нет" и т.п. автоматически засчитываются за попытку ухода от ответа (чем такие вещи и являются).
Из этого можно сделать разные выводы. Можно тот, который вы сделали - что феар эльфов и валар будут разрушены в конце Арды, а людей - нет. Я не отрицаю, что канон не противоречит такой конструкции. А можно и другие. Может, в будущем мире, который Эру задумал создать на место Арды, феар людей будут как-то очень здорово расположены по сравнению с тем, что достанется валар и эльфам. Он же не сказал ничего определенного. А можно и еще кучу версий придумать.
Да при желании-то можно доказать и что сон пронесон. Если считать гематрию по каббале и полученный результат трактовать по девице Ленорман, еще и не то получить можно. Вот сонмы богословов две тыщи лет трактуют несколько страничек священного текста - и, что интересно, всегда в итоге получают то, что хотят получить.
Даже валар не знают таких вещей наверняка, а уж Финрод-то обычный эльф. Он рассказывает об эсхатологических представлениях эльфов. И канонически, если это написано, значит эльфы действительно так считали, по крайней мере в окружении Финрода. Но с чего считать, что они знали правду истинную, которую даже валар не знают?
Давайте определимся, мы сейчас вообще как рассуждаем, правоверно или еретически? Если правоверно, то все, что написано в каноне - это оно так и есть. Независимо от того, кто именно произвел эти слова: какой-то персонаж или автор.
Мне представлялись существа, способные видеть (слышать\чуять) дополнительные свойства материи, которые не видят люди, и способные манипулировать этими свойствами. Это, пожалуй, основное отличие. Это должно определять их иное, чем у людей отношение к предметам и явлениям, ну и дополнительные возможности. Это как цветное зрение по отношению к дальтонизму.
Ну и где в каноне мы видим проявление этого видения дополнительных свойств и всего остального, что Вы написали? Вот перед нами Сильм - в нем почти одни только эльфы. Что они делают не как люди, какие их поступки не свойственны людям (и наоборот), что в их действиях непонятно человекам?
Плюс у эльфов, кажется, тоже согласно Профессору, хотя, возможно это фэндомное верование, могут быть какие-то встроенные запреты, которые они (почти) не могут переступить (я не про секс). Списка запретов у меня нету, но это делает их поведение иногда странным с точки зрения человека, потому что человеку в этих случаях непонятна мотивация таких поступков.
То же самое: пример? Ну конкретный пример из канона?
Ну а всякие там зрение\слух\здоровье\молодость - это все и так знают.
Ну и что в этом такого принципиально непонятного человеку? Все, кто не умер в детстве, знают, что такое молодость. Все, кто не глух и слеп от рождения, знают, что такое слух и зрение, и даже если никогда сами не имели хорошего того и другого, в состоянии вообразить себе их. И даже те, кто болен, знают, что такое здоровье. Ничего сложного.
Она очень старалась умереть побыстрее, но раньше чем через год никак не получилось. Феа цеплялась за хроа довольно упорно, не желая его покидать, такое совсем еще не изношенное, как вы сами заметили. А кончить все ударом кинжала это не по-дамски.
Вот, значит, у Арагорна феа за хроа не цеплялась, а у нее цеплялась? Арагорн тоже еще дряхлости не достиг и мог бы жить еще годы. Но он вот, значит, праведно решил добровольно душой тело покинуть, как подобает, а Арвен, вся из себя такая потомица Лютиэн и эльфов, такого уровня праведности не достигла? Это как так?!