Воззрим же без благоговения, но со вниманием на образ культовый и знаковый!
Почту и я пространной речью память Профессора.
Он почти официально считается родоначальником жанра фэнтези. Но это ошибочное мнение: задолго до Профессора писались подобные сочинения про Атлантиду, Хайборийскую эру, марсианский Гелиум и прочее.
Профессору пришла в голову идея написать «с листа» эпос для своей нации. Вот так просто: взять и сочинить. Для этого надо чувствовать себя если не самим папой Эру, то его первым заместителем (Мелькором?). Куда более известные специалисты эпосы только изучали. И разделяли убеждение, что эпос может быть только коллективным творчеством, да еще и растянутым во времени.
Так почему же сочинения вполне рядового преподавателя Оксфорда создали целую субкультуру, ячейки которой существуют даже в таких странах, как Эсватини и Вануату? Почему адепты этой субкультуры десятилетиями убивают нервы на форумах, что-то доказывая друг другу. Даже имелись случаи реального вызова «стукнуться» для решения проблемы.
Ведь роман «Властелин колец» представляет собой салат «высокой кухни», «Хоббит» простоватую детскую сказку, а масштабный «Сильмариллион» похож на крупноячеистую сеть…
Мне кажется, что именно слабости творчества Профессора оказались его сильными сторонами. В бессвязный сюжет каждый имеет возможность «вчитать» свои представления. Эпос «Нигдении» позволяет рассматривать его совершенно отвлеченно, не тормозясь ни патриотическими соображениями, ни скепсисом знатока реальной истории.
Даже пиратско-школярская мораль оказалась полезна. Долго пребывающие в фэндоме уже отметили, что из канона все больше новичков делает «неканонные» выводы. Апология праведности «правильной стороны» все больше уходит в прошлое, заменяясь выводами на основе нормальной общественной морали.
Из глины делают алюминий. Из канона – хорошие мысли.
Так поднимем бокалы за процветание фэндома и многократное переиздание книг Профессора!