Ну так чо, в эфире наша рубрика о черновиках.
Итак, с тех пор, как Профессор загнал героев в такое сложное положение, что даже и автору придется поухитряться, чтобы из него выпутаться (о чем Профессор писал Кристоферу в ноябре 1944 года), прошло около трех лет, пока Профессор таки взялся выпутывать.
Первый набросок был дописан примерно до того момента, как Сэм видит двух орков, выбегающих из ворот. Кстати, эти орки подразумевались как гонцы в Барад-дур, потому из крепости и бежали, но в итоге никаких о том пояснений не осталось. В этом варианте Сэм без чувств не валялся. Ну и крепость Кирит Унгола была не из трех частей, как в итоге, а из четырех. Профессор там потом по ходу расписывал, сколько конкретно футов-ярдов высоты было в этом ярусе, да сколько в том, и неоднократно эти цифры менял. На кой ляд, спросите вы? Да походу на тот же, на который он рецепт тушения кролика искал. Обдумывал матчасть, да совсем не там, где надо.
И Сэм крался в крепость, таки надев Кольцо.
Потом был второй вариант черновика. Там Профессор решил, что Сэм не должен надевать Кольца, о чем на полях и написал. Потом Профессор решил, что надо дать Фроде время, чтобы тот мог восстановиться и сражаться. Для добычи этого времени Профессор не придумал ничего лучше, чем свалить Сэма в глубокий на много часов обморок. Угу, а Сэму на восстановление времени не надо. Вот Фродо после укуса Шелоб должен лежать в себя приходить, а Сэм, об запертые двери до потери сознания долбанувшийся, встанет и пойдет как новенький. Блин, логика охренеть просто!
Ну и да, Сэм терял сознание, именно что ушибившись с разгону башкой о запертые двери башни:
"Некоторое время Сэм ошарашенно стоял перед закрытой дверью. Затем, отчаявшийся и сумасшедий, он атаковал бронзовую дверь и упал назад оглушенный; он погрузился в темноту".
Ну чо, убей сибя апстену, вот оно самое.
Заодно Профессор тут решил, что в Кольце должны происходить изменения по мере того, как оно оказывается в пределах видимости горнила, где было изготовлено (угу, вот когда Кольцо не видит Ородруина (в прямом смысле, физически не видит, то ничего, а как завидело, так и всё!). Сэм чувствует себя большим и голым и потому понимает, что Кольцо надевать не следует.
Дальше Сэм попадает в крепость примерно как видим в ВК, преодолевая сопротивление воли Дозорных (сами Дозорные были задуманы давным-давно, когда все это было сказкой-сказкой), внутри крепости видит убитых орков, которые валяются так же живописно, вцепившись попарно друг в друга. В частности, вблизи ворот лежат два орка-лучника, которые застрелили тех двух орков, которые выбежали из ворот - и эти лучники оба заколоты копьем в спину (бггг! ну да, вот прям когда один убивает другого, к нему со спины крадется третий, чтобы его убить). Сэм бежит в башню, не видя никого живого. "Ну", - говорит он себе, - "кажется, Шаграт или Горбаг были на моей стороне и сделали мою работу за меня".
Блин, тут я упала просто! Ну да же, Сэм всех орков лично переубивать планировал, ага.
В башне на Сэма выпрыгивают два орка. Сэм убивает одного, а другой убегает, зовя Шаграта. Сэм идет следом и видит/слышит, как это орк докладывает Шаграту о том, что второй шпион нашелся. Сам Шаграт лежит раненым около мертвого Горбага. Все друг друга переубивали, вот только эти два остались.
Отдельные пояснения автора:
"Шаграт тщетно пытался отправить вести в Бараддур. Распря разгорелась из-за сокровищ. Горбаг возжелал митриловую кольчугу, но сделал вид, что сначала должен искать пропавшего шпиона. Он послал своих людей захватить стены и ворота и потребовал митриловую кольчугу. Но Шаграт не пожелал согласиться. Фродо засунули в комнатку в башне и раздели. Шаграт дает ему лекарство и начинает доспрашивать его. Шаграт собирает вещи для отправки в Бараддур (Лугбурз). Горбаг попытается отвоевать путь внутрь и убить Фродо. Горбаг и Шаграт сражаются. Когда Шаграт слышит новости (хотя орк говорит, что другой шпион не большой воин), он испугался, коль скоро он был ранен. Он собирает сокровища в сверток и пытается уползти. Он должен добраться до Лугбурза. Поэтому, когда Сэм выпрыгивает с фиалом и сияющим мечом, он убегает. Сэм преследует, но отказывается от этого, ибо он слышит, что Фродо кричит. Он видит, что Шаграт далеко внизу выбегает из ворот - и сначала не осознает несчастья от новостей, попадающих в Лугбурз. Орк, оставшийся позади, мучает Фродо. Сэм бросается внутрь и убивает его".
Фродо вполне себе одет, вот только эльфийского плаща и кольчуги нету у него. Они подбирают орочьи шмотки, Фродо приходится брать орочий меч, и они сбегают без всяких эксцессов. Дозорные вопят, прилетает назгул.
Мешок с Фродиными лембас они подбирают точно так же, как в ВК, и воды у них точно так же нет. Они видят колодец во дворе крепости, Сэм пробует воду, говоря, что Фродо не должен рисковать. Вода оказывается подходящей, и они набирают ее в свои фляжки. Они выходят из крепости и где-то там прячутся, пока назгул тут шастает. Назгул исследует крепость, видит, что там проблемы, и улетает. Фродо прикидывает дальнейший маршрут, вспоминая, что видел какие-то наброски окрестностей в доме Элронда.
Глава заканчивается тем, что светящийся красным назгул кружит над башней, и орки начинают поиски окрест.
Потом Профессор написал еще несколько вариантов, постепенно в мелочах приближающихся к тому, что мы видим в ВК. Из приметных вещей Сэм поет совсем другую песню:
Я сижу на камнях в одиночестве,
Огонь горит красным,
Башня высока, горы темны,
Все живое мертво.
В западных землях солнце может сиять,
Там цветок и дерево весной
Распускаются, расцветают,
И там поют зяблики,
Но здесь я сижу один и думаю
О днях, когда трава была зеленой,
А земля была коричневой, и я был молод:
Они, возможно, никогда не были.
Потому что они прошли, навсегда потерянные,
И здесь тени лежат
Глубоко на моем тяжелом сердце,
И надежда и дневной свет умирают.
Но все же я сижу и думаю о тебе,
Я вижу тебя далеко
Идущим по домашним дорогам
В ясный и ветреный день.
Было весело, когда я мог бежать,
Отвечая на твой зов,
Мог слышать твой голос или взять тебя за руку,
Но теперь ночь должна пасть.
И теперь за пределами мира я сижу
И не знаю, где ты лежишь!
Хозяин дорогой, услышишь ли ты мой голос,
Прежде чем мы умрем?
Собачья, блин, песня!
А вон то, что писано в самом начале, что Фродо должен иметь силы, чтобы восстановиться и сражаться - это остатки совсем прежних замыслов. Здесь Профессор с самого начала не отводил Фроде никаких сражений, и это осталось еще с тех времен, когда годы и годы назад Профессор написал "Историю, видимую из Лориэна" - ну как он видел себе дальнейшее развитие событий, когда Отряд собирался выходить из Лориэна. И вот там было сущее кино и немцы.