Но если вы думаете, что это был весь йад на эту тему, то вы опять ошибаетесь. Нет, это еще не весь.
Посмотрим теперь на собственно Эрендис, угнетенную (по мнению некоторых) ужасным патриархатом. Вот никаких ересей, никаких версий, только текст, и каждое слово в нем святая правда, все так и было. Итак: в этом ужасно-ужасном патриархате Эрендис выходит замуж исключительно, целиком и полностью, по своей доброй воле. Родители даже не пытаются подобрать ей жениха - как было бы в любом действительно патриархальном обществе. Более того, она сама лично отказывает многочисленным соискателям - то есть не только у нее есть полное право на отказ, но и сами соискатели делают предложение непосредственно ей. Хотя при этом самом птррхт любой порядочный жених начал бы с родителей и ознакомился бы прежде всего с их мнением касаемо своей кандидатуры. На Эрендис вообще никто, никак, ни в какой форме не давит, не требует, даже не предлагает насчет замужества. Ее замужество - это ее абсолютно свободный выбор. Более того, это еще и осознанный выбор. Не так, что вот перед ней поставили в ряд кандидатов и предложили выбирать из этих котов в мешке, ну она и выбрала самого симпатичного, ничего не зная об остальных его качествах. Ничего подобного! Она была знакома со своим будущим мужем в течение десятилетий, она прекрасно знала, что он за человек. То есть целиком и полностью бачили очи, що купували.
И это ужасный патриархат?!?!
Далее: вот вышла она замуж. И? И она в замужестве делает только то, что хочет сама. Вообще! Ей никто не указ. Даже ужасно-ужасный патриархальный муж, даже еще более ужасный (потому что августейший) патриархально-патриархальный свекор даже не пытаются стукнуть кулаком по столу и как-то обуздать ее. Нет, блин! Ни в малейшей степени! Более того, она даже нисколько не опасается, что они вообще что-то с ней сделают и как-то призовут ее к порядку. Возможности этого она не рассматривает в принципе.
Патриархат, говорите?
Снова далее: при этом она полностью живет за счет семьи ужасного патриархала-мужа. Очевидно, что приданого в этот брак она не принесла никакого - то, что ее мелкопоместные родители могли дать за дочерью, королевской семье не стрекотало ни в один пуп.
Причем если до мужнина отъезда она таки родила дочь и, можно предполагать, занималась общим домом, то с момента отъезда и далее до конца жизни она не делает ничего, что положено делать жене и за что ее, собственно говоря, в патриархальном обществе и содержат (в не-патриархальном, как все понимают, о содержании вообще речи быть не может) - она не рожает детей, не ведет хозяйство, не выполняет никаких общественных обязанностей, положенных дофине и королеве. Она не работает никак, никем, ни в малейшей степени. Но уверенно продолжает жить за счет мужниной семьи.
Только одно не позволяет мне воскликнуть "а где дают такой патриархат? Мне тоже надо!" - меня бы совесть угрызала так беспардонно сидеть на чужой шее.
Опять далее: ужасный патриархат, запирающий женщину в четырех стенах или по крайней мере ограничивающий ее в рамках "киндер, кюхен, кирхен, кляйнен", не оставляющий ей ничего, кроме роли жены и матери (заметим в скобках, что "роль жены и матери" - это удел исключительно среднего класса и выше. Женщины низших классов и в замужестве пахали как лошади). Так скажите, а кто или что запирал и ограничивал бедняжку Эрендис? Чем она пожертвовала ради брака и семьи? Чего лишилась? Что потеряла? Она что, мечтала быть врачом или капитаном дальнего плавания, да ужасный патриархат не позволил, мечты ее на корню подрубил? Дорогу к каким целям патриархат ей преградил? Ее ужасный патриархальный муж не только не требовал от нее находиться в четырех стенах, он прямыми словами предлагал плавать с ним. Что она сделала? Отказалась.
Это патриархат, да?
И наконец: даже в патриархальных обществах женщина, по крайней мере, знатная, которой не нужно было в поле пахать от забора до заката, имела какие-то возможности проявить себя. В Японии, где отношение к женщинам было заметно хуже, чем в среднем по патриархальной больнице, именно женщины, которых за людей-то не очень считали, создали целый пласт литературы, которую читают до сих пор - "Записки у изголовья", "Гэндзи-моногатари", "Дневник летучей паутинки"... Даже в патриархальном обществе женщине со средствами оставалось по крайней мере искусство. Она могла писать стихи/прозу, она могла сочинять музыку. Эрендис хоть что-нибудь делает? Она хоть чем-нибудь интересуется? Нет, блин! Она абсолютно пустое место. И никакой патриархат не виноват в этом даже близко.
Так вот чисто по тексту - в каком же месте Эрендис ущемлена патриархатом?