Продолжаю листать и искать, но пока не нашла. Но пробежала глазами текст, от которого сделалось тошновато - так а чо только мне? Я чо, крайняя, что ли? Пусть уж другим тоже будет тошновато!
Текст с мрачным названием "Смерть". Составитель "Природы Средиземья" датирует его примерно 1957-58 гг.
I. Смерть животных и растений
Тела животных "умирают", когда их связность нарушается. Их материал затем становится освобожденным [лишенным связи] и рассеянным. На это горестно смотреть (особенно для тех, кто любил какое-то живое существо, растительное или звероподобное), и тем более так, поскольку останки еще сохраняют какое-то сходство со своим живым обликом. Считается эльдар, что в Арде Неискаженной существа бы умирали, которые были бы ограничены периодом времени (то есть те, чья общая форма была мала); и что многие существа были по природе такой более короткой длительности. Но конец не был бы отвратительным с виду. (Это, несомненно, для Воплощенного все еще хранило бы боль утраты и прощания. Но это частью обязано тайне любви во Времени, а частью - факту, что Воплощенные вошли в замысел Эа только после мятежа Мелькора, так что все их существо связано с Искажением. Это, некоторые считают, воля Эру, что они должны исправить или искупить страданием любви). Конец существ короткой длительности не был бы, эльдар считают, отвратительным; ибо, прожив свои жизни полностью и неискаженно, они бы полностью израсходовали и отбросили материал своих воплощений, угасая медленно (как они начинали прибывать медленно) через изменения рецессивные и все же не менее прекрасные, чем изменения прогрессивные на другом конце их жизней, пока бы они [эти существа] не исчезали. Но здесь эльдар, возможно, привносят в свои мысли об Арде Неискаженной мысли сердец, которым суждено жить только в Арде Искаженной и во ["внутри"] Времени. Не потеря ли существа, что было, и любовь к его прежней форме, теперь растворяющейся, делает процесс этого растворения горестным или иногда ужасным? (Не все вещи, которые кажутся злыми или неестественными Воплощенным, суть плод работ Мелькора). Если бы процесс растворения был правильным или естественным путем возвращения материала в общее пользование Арды, он был бы не горестным или ужасным для тех не связанных Временем, кто все еще видел бы живое существо во всей его длительности, как образец завершенный. Момент, в который образец был завершен (что есть точный момент смерти) оставшийся материал не огорчал бы тех, кто любил живое существо. Если бы он стал слизью, это не ощущалось бы хуже, чем слизь, в которой начался его рост. Он не был бы частью любимых живых существ.
Но на это эльдар отвечают: "Верно: сожаление и печаль приходят к Воплощенным от любви, которая (для длительности Арды) связана в пределах Времени. Но распад и разложение ненавистны не только из-за этого. Говоря об олвар (то есть о растениях): почва, в которой они произрастают, не имеет в них никакой части (пока не будет поглощена, как пища, жизнью растущего существа и явится превращенной в живую и восхитительную форму). Семя и почва суть явно различны. Но в момент смерти не окружающая земля, не земля, на которую падает мертвое существо, кажутся ужасными; это материал самого существа, которое распадается, кажется ужасным. И в Арде Искаженной этот процесс может быть долгим. В самом деле, смерть может быть медленной, и даже прежде чем вся жизнь уйдет, живое существо может стать болезненным или уродливым. Мы не думаем, что эта болезненность и после него тление и разложение могут казаться прекрасными (какими, несомненно, должны быть все вещи в Арде Неискаженной) или, по меньшей мере, не прискорбными для любых умов, которые любят Арду, независимо от того, свободны ли они от Времени или связаны им. Поэтому мы считаем, что смерть и тление в видах, которые мы сейчас видим, не могут быть частью Арды Неискаженной, в которой мы рассматриваем только "естественную" смерть и конец завершенной жизни, и не смерти от насилия. Также может быть подумано, что даже те существа, которые имеют по природе короткую продолжительность, в здоровье Арды Неискаженной жили бы дольше и более полно.
К слову о келвар (то есть "животных" или живых существах все остальных родов, нежели растения). Они не растут в почве; но их тела разлагаются в слизи и отвратительные формы, прежде чем они рассеиваются. Их конец поэтому не может быть уподоблен их началу.
Казалось бы мудрым заключением, что смерть или окончание живого существа короткой длительности, теперь другая в Арде Искаженной, нежели могла бы быть; и она была искажена Мелькором особенно. Ибо он желает всегда новых вещей и не любит ничего из того, что было или уже есть; и сперва он не принимал во внимание, как существа были удаляемы, чтобы освободить место для других, но пришел наконец в своей ненависти и вопреки всем вещам (даже тем, которые он сам придумал) к [тому, чтобы] радоваться их осквернению. С другой стороны, Воплощенные не могут правильно представлять Арду Неискаженную в этом вопросе смерти, ибо они в своем зачатии Эру ["Эру" в тв.п.: зачатии Кем? Эру] принадлежат Арде Искаженной. И это наиболее ясно видимо здесь: они суть как если бы были наследники и соучастники насильственной смерти. Они не могут жить без причинения смерти или безвременного прекращения живых существ, которые имеют телесную жизнь. Некоторые из эльдар (и некоторые люди) избегают/воздерживаются от убийства келвар, чтобы использовать их тела как мясо, чувствуя, что эти тела, напоминающие в разной степени их собственные, суть в некотором роде слишком близкие родичи. (Все же никто из эльдар не считает, что поедание плоти, не являющейся плотью Воплощенного и освященной обитанием фэа, греховно или против воли Эру). Но даже так они должны убивать и есть олвар или умереть; ибо в их природе быть питаемыми, как и их хроар, телесными живыми существами, и существа имеют право жить согласно своей природе. Все же насилие причиняется олвар (которые имеют родство с телами Воплощенных, пусть оно и далекое), и им отказано в выполнении их собственных жизней и окончательных форм. Поэтому мы должны считать, что Воплощенные принадлежат по природе Арде Искаженной и миру, в котором смерть и смерть от насилия других, приемлема. Ни эльфы, ни люди не едят по доброй воле существ, которые не умерли от насилия.
II. Смерть Воплощенных тел.
Воплощенные тела умирают также, когда их телесная связность разрушается. Но не, по необходимости, когда или изза того, что фэа уходит. Обычно фэа уходит только потому, что тело повреждено сверх восстановления, так что его связность уже разрушена. Но что, если фэа покинет тело, которое не сильно повреждено или которое цело? Оно тогда, может быть подумано, остается живым телесным телом, но без ума или разума; оно становится животным (или келва), не ищущим ничего более, кроме пищи, которой его телесная жизнь может быть продолжена, и ищущим ее только на манер животных, коль скоро оно может найти ее своими членами и чувствами. Это ужасная мысль. Может быть, такие вещи действительно происходят в Арде, где, кажется, что никакое зло или извращение вещей и их природе, не невозможно. Но это может случаться только редко.
Ибо функция тела Воплощенного - вмещать фэа, отсутствие которой неестественно для него; так что такое тело никогда не находится в точно таком же положении с телом, которое никогда не обладало фэа: оно претерпело утрату. Более того, пока фэа была с ним, фэа населяла его в каждой части или порции, большей или меньшей, высшей или низшей. Уход фэа поэтому есть потрясение для тела; и, исключая, может быть, редкие случаи, этого потрясения будет достаточно, чтобы ослабить ["распустить"] его связность, так что оно придет в упадок. И ни в каком случае покинутое тело не могло бы легко обратиться к питанию себя на манер животных; ибо вопрос пищи (как и все вопросы управления) долго был руководим фэа и осуществлялся средствами, недоступными для тела самого по себе; так что простые животные чувства были притуплены, и тело неуправляемое было бы менее искусным, чем обычное животное. Если по случаю много пищи потребного для него сорта/вида не оказалось бы под рукой, оно поэтому, скорее всего, вскоре погибло бы от голода, даже если бы пережило потрясение от разделения [с душой].
(Редкие случаи суть те, где разделение случилось в Амане, где нет тления. Также и другие, более ужасные. Ибо записано в историях, что Моргот, и Саурон после него, изгоняли фэа ужасом, а затем кормили тело и делали его животным. Или хуже: он укрощал фэа внутри тела и уменьшал ее до бессилия, и затем питал тело нечисто, так что оно становилось животным, к ужасу и мучению фэа.)
К слову об эльфийских телах. Эльфийское тело по природе и функциям создано быть домом для постоянного обитателя, феа, которая не может ни покинуть Время, ни отправиться туда, откуда ее возвращение в тело невозможно. Такое тело поэтому будет ждать гораздо дольше, сохраняя связность и сопротивляясь тлению, но тогда оно будет обычно казаться спящим, лежащим пассивно и не пытающимся [делать] ничего, даже поиска пищи, без команды своего хозяина. (Оно не может быть питаемо без того, чтобы разбудить его и таким образом убить потрясением или сделать звероподобным.) Но человеческие тела, покинутые фэа, погибают быстро. Они созданы быть домами фэа, которые, раз они отделены от тела, никогда не возвращаются. Тело тогда не имеет никакой функции (и потрясение от отделения сильнее); и по большей части оно вскоре истлевает и уходит в Арду*. Известно эльдар, что фэар людей (многие или все, они не знают) идут также в Чертоги Ожидания во владение Намо Мандоса; но какова там их судьба и куда они идут, когда Намо освобождает их, эльдар не имеют определенного знания, и люди, знающие мало, говорят много разных вещей, некоторые из которых суть фантазии их собственных выдумок и затемнены Тенью. Мудрейшие из людей и те, кто меньше всего под Тенью, верят, что они отдаются Эру и покидают Эа. По этой причине многие из эльфов в более поздние дни под бременем своих лет завидовали Смерти людей и называли ее Даром Илуватара.
* - Не всегда. Люди сообщают, что тела некоторых из их Мертвых долго сохраняют свою связность и даже иногда пребывают в прекрасной форме, как если бы они только спали. Что это правда, эльфы знают по доказательствам; но цель или причина им не ясна. Люди говорят, что это тела святых, что иногда долго остаются нетленными: имея в виду тех, чьи фэар были сильны и все же всегда были обращены к Эру в любви и надежде. Эту стойкость тела они полагают поэтому знаком от Эру для увеличения надежды. Ибо люди даже больше, чем эльфы, ненавидят вид разложения.