Ну так что там дальше в каноне?
"And when the building of Menegroth was achieved, and there was peace in the realm of Thingol and Melian, the Naugrim yet came ever and anon over the mountains and went in traffic about the lands; but they went seldom to the Falas, for they hated the sound of the sea and feared to look upon it. To Beleriand there came no other rumour or tidings of the world without"
"И когда строительство Менегрота было закончено, и был мир в королевстве Тингола и Мелиан, наугрим все же приходили время от времени через горы и ходили с торговлей вокруг земель; но они редко ходили к Фаласу, ибо они ненавидели звук моря и боялись смотреть на него. В Белерианд не приходило никакой другой молвы или вестей о мире снаружи".
Опять эта странная моребоязнь, которая, признаться, уже успела набить оскомину. Орки боятся и ненавидят море, Мелькор боится и ненавидит море, хоббиты боятся моря, теперь вот и гномы, оказывается, тоже боятся и ненавидят. Да сколько можно?! Сколько можно петь эту песенку, автор?! Если не можешь придумать ничего другого, то перестань хотя бы это повторять!
Что такого в море, чтобы существа, обладающие разумом, боялись на него смотреть? Не плавать по нему, не купаться в нем, не даже близко подходить, а аж смотреть! Причем не отдельные представители (мало ли какие у кого фобии), а весь народ целиком. Это как так?!
Теперь: ну ладно, гномы редко ходят к Фаласу. А куда они ходят с торговлей своей? К кому?
И как они ходят? Расстояния от Эред Луин до того же Фаласа измеряются тысячами километров. На себе товары и выручку столько не протаскаешь. Нужны вьючные животные. Но канонически ни один гном никогда не держал даже таракана в банке. Гномы канонически вообще не держат домашних животных. Правда, откуда-то умеют обращаться с пони и ездить на них - ну, это как обычно у Профессора.
Так и где же берут вьючных животных гномы еще аж до Первой Эпохи?
И почему из внешнего мира - а граница с ним насчитывает те же тысячи километров - не проникает никого, кроме гномов?
"But as the third age of the captivity of Melkor drew on, the Dwarves became troubled, and they spoke to King Thingol, saying that the Valar had not rooted out utterly the evils of the North, and now the remnant, having long multiplied in the dark, were coming forth once more and roaming far and wide. ‘There are fell beasts,’ they said, ‘in the land east of the mountains, and your ancient kindred that dwell there are flying from the plains to the hills.’"
"Но по мере того, как третий век пленения Мелькора приближался, гномы сделались озабочены, и они говорили королю Тинголу, сказывая, что валар не искоренили полностью зло Севера, и теперь остатки, долго умножавшиеся во тьме, выходили наружу снова и бродили вдаль и вширь. "Ужасные звери", - говорили они, - "в земле восточнее гор, и ваши древние родичи, которые живут там, бегут с равнин к холмам".
Вообще эти "ужасные звери" выражение типовое и набившее изрядную оскомину. Причем примеров этих "ужасных зверей", что характерно, мы не увидим ни одного и никогда. Ну почему ни разу в поле зрения ни даже единого хвоста этих зверей не мелькнет никогда? И все эти "ужасные звери" всегда где-то там, за кадром. Как привидения, которых всегда видит кто-то другой.
Конечно, гномы именно так и говорили, да-да. Все они читали писание и уверовали в него полной верой.
"And ere long the evil creatures came even to Beleriand, over passes in the mountains, or up from the south through the dark forests. Wolves there were, or creatures that walked in wolf-shapes, and other fell beings of shadow; and among them were the Orcs, who afterwards wrought ruin in Beleriand: but they were yet few and wary, and did but smell out the ways of the land, awaiting the return of their lord. Whence they came, or what they were, the Elves knew not then, thinking them perhaps to be Avari who had become evil and savage in the wild; in which they guessed all too near, it is said".
"И невдолге злые создания приходили даже в Белерианд, через перевалы в горах или с юга через темные леса. Волки были там или создания, которые ходили в волчьих обличьях, и другие ужасные существа тени; и среди них были орки, которые после сделали разрушение в Белерианде; но они были еще немногочисленны и осторожны, и лишь вынюхивали пути земли, ожидая возвращения своего господина. Откуда они пришли и что они были, эльфы не знали тогда, полагая, что они, возможно, были авари, которые стали злыми и дикими в глуши; в чем догадки их были слишком близки [к истине], говорят".
Внезапно! Ангбанд (где недобитые и недовыкорчеванные) на севере, развалины Утумно на севере - а всякие нехорошие создания приходят - кель сюрприз! - с юга.
Как орки могут дожидаться возвращения своего господина?! Откуда им знать, где он и что он вообще может вернуться?! И откуда им знать вообще о самом его существовании? Вот эти орки - отцы и деды их, и прадеды, и несметное количество поколений пращуров родились уже во время отсутствия Мелькора в Средиземье. Две тысячи лет уже с тех пор прошло.
Но интересно, что эльфы принимали орков за авари, и еще интереснее толстый намек, что это не так уж неправда. Как это понимать?