И да, эта оговорка "особенно если они [цели] были злыми". Что значит "особенно"?! Не только те души, которые имели злые цели в жизни, упрямо цеплялись за свое прошлое, но и те, которые злых целей не имели. Иначе это "особенно" не имеет смысла. "Особенно" подразумевает, что есть не только такие, но и другие еще вдобавок.
То есть перевоспитанию подвергались вообще все души, независимо от того, имели ли они при жизни злые цели или добрые.
Далее имеем примечание к "оставившим надежду" душам:
"Though the griefs might be great and wholly unmerited, and death (or rather the abandonment of life) might be, therefore, understandable and innocent, it was held that the refusal to return to life, after repose in Mandos, was a fault, showing a weakness or lack of courage in the fëa".
"Хоть горе может быть великим и полностью незаслуженным, и смерть (или скорее оставление жизни) может быть поэтому понимаемой и невинной, считалось, что отказ вернуться к жизни после отдыха в Мандосе был ошибкой, показывающей слабость или недостаток смелости в фэа".
Блин, ну и повернешься - бита, и перевернешься - бита. И так не сяк, и этак не так. И не идти в Мандос плохо, и не выходить из Мандоса тоже плохо. Вывод, в общем-то, из всего этого один: ты хорош, если делаешь то, что тебе говорят. Сказали "иди в Мандос" - вали и не рассуждай. Сказали "пошел из Мандоса" - опять вали и не рассуждай. Кому надо лучше знают, что тебе лучше. Раз говорят, значит, так надо.
"Отдых в Мандосе" мне тоже очень нравится. Прям санаторий.