А вот повинности духовные просто бессмысленны. Если верить\знать\помнить надлежит в понятия и связи понятные и проверяемые практикой, то это делается без принуждения и контроля. А если нужен контроль и принуждение в виде вот этого назойливого "учения добру@? то значит, это не обучение, а запудривание мозгов. И сознание учимого либо ломается, либо встает на дыбы.
Именно так по всем пунктам. И, забегая вперед, имею предположить, что... ладно, не буду забегать вперед.
Но вот зачем валар нужно было кому-то головы затолмуживать и вынуждать к поклонению? Реально могущественным внешние знаки почитания нафиг не нужны и даже оскорбительны.
Ну, нет. И среди реально могущественных персон довольно было и есть тех, кому внешние знаки почитания греют душу. Реальное могущество и зрелость личности вещи разные.
Но зачем все это нужно валар - по самой худшей из возможных причин. Самим валар поклонение (которое лично им) Воплощенных в общем-то без надобности. Манвэ на Таникветиле в общем до лампочки, будут перед ним Воплощенные делать "ку" или нет, а если будут, то столько раз. Если бы валар зачем-то было нужно поклонение, им вон майар поклоняться бы могли. А чо б нет? Что, не заставили бы, что ли?
Дело не в этом. Дело в том, что есть Эру на самом деле или нет, не имеет значения. После того, как айнур поселились в Арде, наличие Эру совершенно пофигу для повествования и вообще внутриардынских событий. Так вот, независимо от того, есть Эру или нет, валар в него верят. Они сами убеждены, что Эру следует поклоняться и строить свою жизнь в соответствии с пожеланиями Эру и его волей. И это худшее, что только можно себе вообразить.
Потому что принято считать, что священнослужители в целом торгуют опиумом для народа и зарабатывают деньги на людской глупости, невежестве и прочем. Ан масс, вероятно, так оно и есть и всегда было. Но в массе священнослужителей, которые за деньги, попадаются экземпляры, которые за идею. И вот они-то наихудшие. Именно из них получаются фанатики, инквизиторы и прочие милые персоны. Торквемада не за деньги изгонял евреев и мавров - он делал это за идею. С корыстным пастырем, в конце концов, есть шанс договориться. С пастырем идейным не договоришься никогда, потому что он идейный. Идейный пастырь будет гнуть чужие жизни в угодную для себя схему, не считаясь ни с чем и ни с кем, потому что считает, что так правильно. Его ни в каком случае не будет мучить совесть (а если и будет, то в другую сторону: достаточно ли он чужие жизни гнет? А то, может, вдруг мало и надо больше?), и переубедить его невозможно. Идейные фанатики - самая страшная разновидность рода людского.
Так вот и валар такие идейные. Мирские богатства и почести их не интересуют по определению - они бессмертные духи, стоящие на вершине ардынской иерархии, и богатства, чины, звания и короны им в принципе не нужны - у них и так все это есть неотъемлемо. Но у них есть идея. Они видят себе идеальный мир, в котором все почитают Эру, поклоняются Эру и строят свою жизнь так, как это угодно Эру. И в соответствии с этими своими видениями валар и гнут окружающую действительность. И тех, кто в этой действительности находится. Поэтому они тащат к себе эльфов - тех, которые обратились. А которые не обратились, валар на них плевать хотели. И не потому, что сволочи (в смысле, честные, ткскть, искренние сволочи, которые "ах, вы так?! Тогда мы так!"), а потому что идейные фанатики: ах, вы не уверовали?! Тогда вы, язычники поганые, все равно что умерли для нас, правоверных.
А обращенных эльфов валар начинают гнуть в соответствии с собственными верованиями. При этом валар искренне убеждены, что делают только хорошее, желают всем только добра и вообще именно так и надо.
Известно, что ваниар "поют для Владык", а нолдор всякие красивые штучки изготовляют. Но чего требовал от своих воплощенных подданных Моргот лично для себя - неведомо.
Ну, кроме там по хозяйству вроде поломытия и стирки-готовки.
Но как-то не просматривается, чтобы он занимался тем же, что и валар. В смысле, описанном выше. Не видно, чтобы Мелькор навязчиво устраивал жизни подданных в соответствии с какими-то абстрактными идеями и во имя этих абстрактных идей.