Ну и да, остается непонятным, что же Гэндальфу-то понадобилось в Мории, что он так туда стремился.
Он третью эпоху мечтал укусить за пятку какого-нибудь балрога. Видимо, он от глупости потащился на войну в Первую эпоху и удрал без штанов. С того самого времени его мучило уязвленное самолюбие и томила жажда реванша. Вот, прознал он, что в Мории сидит старый, скрюченный ревматизмом и запуганный тумаками балрог. И понял Олорин. что это его последний шанс...
А если серьезно, то понять это невозможно. Никакого урона врагу нанесено не было. То, что балрог провалился куда-то, ему мало повредило. Он той же породы, что и сам Гендальф. У него вон даже биологической тушки нет. Уляжется где-нибудь в каверне и начнет снова огнем обрастать. Времени у него навалом.
Дважды дрались с орками и еще какими-то пещерными троллями. Но опять же считать нескольких зарубленных и подстреленных орков сколько-нибудь чувствительным уроном может только Арагорн, не видавший настоящей войны.
Посчитать экспедицию разведкой? Так для того, чтоб узнать, живы ли гномы Балина, достаточно посмотреть сверху, чья стража у восточных ворот. Для этого у Гендальфа орлы на посылках.
Получается, что Дедуля шел в Морию, чтоб взять там какую-то важную вещь. Какую- - Фродо так и остался в неведении, как и о самом факте поисков там чего-то.
На такую мысль меня навела история с найденной летописью. Она настолько несуразна, что даже в детской книжке про Дюймовочку не прокатит.
Так вот, летопись не нашли, но искали. Точнее, в каком-то помещении Гендальф распорядился искать эту самую летопись или еще какой документ. И пока все, кроме караульного, искали то, чего нет, сам нашел и взял это нечто из тайника.
Ну а потом уже Фродо вписал историю про летопись, события из которой ему где-то потом рассказал сам Гендальф. Вроде как нашел он ее и отдал... Галадриэли для передачи гномам. В Мории читать было некогда, а потом вот, рухнул в пропасть. Но остались ведь при нем, несмотря на утерю даже нижнего белья, посох и меч. Ну и сумка, выходит, осталась.
Естественно, весь рассказ был чистой выдумкой, но Фродо его бережно и с восторгом записал.
Но вот что за вещь мог искать Гендальф в Мории?