Не, пока я всю эту главу не перетрясу, не успокоюсь.
Вот услышал Гэндальф, что Арагорн поймал Голлума, и ой! Гэндальф даже вообразить не дерзает, через какие Арагорн опасности прошел. Да робкий ты наш. Чего ж так дешево цену-то набивать?
Арагорн тоже такой весь скромный, ах, мол, да что там рассказывать, когда человек вблизи Черных Ворот шастает или в Моргульской долине смертоносные цветы топчет, опасности у него будут. Такая навязчивая скромность, только что вывески нет "все заметили, какой я крутой и скромный?" Да как-то это... несколько месяцев спустя ровно по этой же территории будут шататься Фродо с Сэмом, и что-то никаких особенных опасностей не встретят. А ведь тут война уже на носу, вот прям вот-вот начнется, а когда Арагорн там ходил, все еще более-менее тихо было.
И вот повернул уже Арагорн нах хаузе и тут-то вдруг и нашел следы где-то там в болотце. И сразу понял, что это следы именно Голлума!! Вопрос на миллион: как он понял, что это его следы? Во имя неба, как?!?!
Но сердце Арагорну подсказало, и пошел он по следам и Голлума поймал.
"He will never love me, I fear; for he bit me, and I was not gentle. Nothing more did I ever get from his mouth than the marks of his teeth. I deemed it the worst part of all my journey, the road back, watching him day and night, making him walk before me with a halter on his neck, gagged, until he was tamed by lack of drink and food, driving him ever towards Mirk-wood. I brought him there at last and gave him to the Elves, for we had agreed that this should be done; and I was glad to be rid of his company, for he stank".
"Боюсь, он никогда меня не полюбит, ибо он кусал меня, и я не деликатничал
[нам опять срочно нужны слэшеры]. Ничего более когда-либо не получал я из его рта, кроме отметок его зубов. Я считал, это была худшая часть всего моего путешествия, дорога обратно, наблюдая за ним день и ночь, заставляя его идти впереди меня с веревкой на шее и с заткнутым ртом, пока он не укротился нехваткой питья и еды, постоянно ведя его в сторону Мирквуда. Наконец я привел его туда и отдал его эльфам, ибо мы условились, что это должно быть сделано; и я был рад избавиться от его компании, ибо он вонял".
Арагорн, надо думать, пах розами.
Я не люблю Голлума - ну а что там любить-то? Конченый псих без царя в голове. Но каким бы психом он ни был, с такого Добра меня воротит. Бродит там где-то этот псих по болотцу, занятый своими делами, никого не трогает - вдруг его хватает здоровенный почти двухметровый дядька, связывает, затыкает рот и куда-то тащит на веревке. Нормально так, да? Когда орки Мерри и Пиппина пару дней с собой протащат (причем половину этого времени на своих горбах), давая есть и пить - это правоверные всеми жидкостями организма исходят, на страдания бедных малюток глядя. А Арагорн тащит пойманного точно так же чисто ради сведений Голлума
(который ничего плохого не сделал ни ему лично, ни кому-либо из его друзей, родственников или работодателей) почти 650 км пешком, "укрощая" его голодом и жаждой
(какая прелесть это "укрощение", поданное так, между делом. Ах, ты кусался, сволочь? Ты еще имел наглость сопротивляться?! Ну я тебя научу, кого бояться, ты у меня узнаешь, кто тут босс. Не забыл ведь Арагорн об этом сказать: я не какой-нибудь там, я никому не спущу, даже психу вдвое меньше меня ростом) и с кляпом во рту
(думаете, кляп - это такая безобидная штука, не причиняющая никаких неудобств?) - это нормально и ачотакова. Когда так делает Зло с положительными персонажами - хотя чтобы оно ТАК делало, нам не показали - они все твари, их всех следует уничтожать вот прямо на месте, где только ни встретишь. Когда положительные персонажи поступают так со Злом - они молодцы и во всем правы.
Если я украду у соседа жен и скот - это добро. Если сосед украдет у меня жен и скот - это зло.
Кто-то упрекает Профессора в черно-белой морали его произведений? Хрена лысого. Черно-белой морали там нет, мораль там сплошь готтентотская и состоит из двойных стандартов чуть более, чем полностью.
Ой, ну Голлум ваще противный и воняет, даже по такому отстою поганка готова сокрушаться, лишь бы Добро обкласть!
Но, блин, это до чего мы дойдем, если будем оправдывать любое обращение с несимпатичными личностями тем, что они, видите ли, несимпатичные? А раз мы на лицо лепые, так нам по отношению к ним дозволено на вся, ага.
И скажите кто-нибудь, вот этот монолог Арагорна - он вообще зачем тут? Речь идет о кольце. Ради этого тут все сидят. Какое отношение к теме имеют эти охотничьи рассказы? Ответ: никакого. Они вообще тут не нужны, Арагорну незачем вообще было сейчас открывать рот. Вот вечером соберетесь у камина - там и трави байки, что однажды ты поймал вот такую рыбу, а сейчас - зачем?! Это совещание или разговоры на лавочке?
И Гэндальф наконец-то имел говорить с Голлумом.
"Yes, long and weary,’ said Gandalf, ‘but not without profit. For one thing, the tale he told of his loss agreed with that which Bilbo has now told openly for the first time; but that mattered little, since I had already guessed it. But I learned then first that Gollum's ring came out of the Great River nigh to the Gladden Fields. And I learned also that he had possessed it long. Many lives of his small kind. The power of the ring had lengthened his years far beyond their span; but that power only the Great Rings wield".
"Да, долго и утомительно, - сказал Гэндальф, - но не без пользы. Ибо одна вещь, история, рассказанная им о его потере, согласовалась с той, что Бильбо теперь впервые рассказал открыто, но это значило мало, коль скоро я уже догадался об этом. Но я узнал тогда впервые, что кольцо Голлума пришло из Великой Реки недалеко от Полей Гладдена. И я узнал также, что он владел им долго. Много жизней его маленького рода. Власть кольца удлинила его годы далеко сверх их сроков, но такой властью обладают только Великие Кольца".
Во-первых, откуда Гэндальф знает, что Бильбо рассказывает истинную историю впервые? Бильбо ничего такого не говорил, есличо. Но это, конечно, так, мелочь. Просто еще один мелкий штрих к тому, что Гэндальф врет на каждом шагу и даже в мелочах уверяет всех, не имея доказательств.
Во-вторых, вы ничего не замечаете? По словам Гэндальфа, к моменту разговора с Голлумом он
догадался об истинной истории обретения Бильбой кольца. (Интересно, как именно это ему удалось? По каким уликам и зацепкам?) То есть, истории этой Бильбо ему не рассказывал.
А теперь вертаемся в главу "Тени прошлого" и видим там, что этот же самый Гэндальф там утверждает, что уже в год путешествия Бильбо к Эребору не поверил его истории о том, что он выиграл колечко, и "наконец вытянул из него правду"! Несколько месяцев назад Гэндальф же сам лично утверждал, что правильную историю ему рассказал Бильбо, а здесь и теперь Гэндальф же утверждает, что сам о ней догадался. Блин, ну на каждом шагу же врет!! Причем похоже, что врет именно сейчас, чтобы лишний раз похвастаться, какой он песец прозорливый и догадливый.
И точно так же он врет насчет Великих Колец. Сейчас он ясно дает понять, что польза его разговора с Голлумом заключалась в том, что на основании сроков жизни Голлума колечко оказалось одним из Великих. Но весной в Бэг Энде Гэндальф утверждал, что ему с самого начала было ясно, что это одно из Великих Колец!! Весь изоврался же!! Причем этот великий мудрец даже не догадывается, что так дешево хвастаясь своей проницательностью, он сам же выставляет себя идиотом: если тебе сразу было понятно, что это одно из Великих Колец, так какого хрена ты сразу не посчитал на пальцах и не понял, какое именно это кольцо из двадцати? Ты, хрен старый, тут на Галдора пальцы гнешь, мол, Галдор тупой, от двадцати 9, 7 и 3 отнять не может - а сам-то ты кто, если почти 90 лет не мог этого сделать?!
В-третьих, опять и снова: да какая, блин, разница, где Голлум взял кольцо и сколько он живет?! Прямое, ясное и окончательное свидетельство - это надпись на кольце. Так какого лешего Голлума-то пытать?! Какого?!
А если тебе, Галдор, таких пруфов недостаточно... Блин, а какие пруфы Гэндальф привел? Это улики, улики, но не доказательства. Ты же, болтун старый, сам рассказал, какое доказательство существует для установления подлинности кольца, неважно, кто и где его нашел. Ну так и являй его миру, мир именно его от тебя ждет! А не россказней о том, какой ты догадливый и мудрый.
И, не забыв снова похвались себя, на этот раз за то, что у него хватило силы воли бросить Кольцо в огонь, Гэндальф наконец-то после четырех (четырех, Карл!!) страниц болтовни, приведенной нам еще в сокращенном виде! наконец-то Гэндальф рассказывает, что нашел на Кольце надпись. Вот все эти предыдущие четыре страницы - они вообще не нужны тут. Они не имеют отношения к теме разговора, они совершенно не по делу. Гэндальфу всего-то надо было сказать, что Саруман говорил о кольцах то-то и то-то, что в Минас Тирите Гэндальф нашел запись Исилдура, а потом в Шире провел контрольный опыт. Вот и все! Это заняло бы не больше четверти часа, включая повторение для самых тупых. Но вместо того, чтобы изложить четко и по-деловому, Гэндальф разливается соловьем и мыслию по древу.
И вот зачитывает Гэндальф надпись на Кольце, и аж мир вокруг темнеет, все содрогаются, а эльфы уши затыкают. Боже ж мой, какие мы нежные! Всего-то пара строчек на Черном Наречии - а уже и звери задрожали, в обморок упали, а эльфы и ушки свои деликатные заткнули. Нет, вы вообразите себе эту картину: сидят такие все из себя эльфы, Элронд вот, Глорфиндель и т.д. - и вдруг все они дружно уши затыкают, как викторианские барышни при слове "нога". Нелепо, манерно и глупо. Убожество, а не эльфы

Да с ними такими Саурону и воевать незачем. Эвон подошли орки и начали на своем языке сказки рассказывать - всё, эльфы в ауте, бери их тепленькими.
Но в ответ на упреки Элронда, мол, никто нас тут так еще не пугал, Гэндальф извиняться и не думает. Еще чего! Будете знать, как от Гэндальфа доказательств требовать.
"Know also, my friends, that I learned more yet from Gollum. He was loth to speak and his tale was unclear, but it is beyond all doubt that he went to Mordor, and there all that he knew was forced from him. Thus the Enemy knows now that the One is found, that it was long in the Shire; and since his servants have pursued it almost to our door, he soon will know, already he may know, even as I speak, that we have it here"
"Знайте также, мои друзья, что я узнал еще больше от Голлума. Он не желал говорить, и его история была неясной, но вне всяких сомнений он пошел в Мордор и все, что он знал, было вытянуто из него. Так Враг знает теперь, что Единое найдено, что оно долго было в Шире, и коль скоро его слуги преследовали его почти до наших дверей, он вскоре узнает, он уже может знать, в то самое время, как я говорю, что оно здесь у нас".
Риторика такая риторика.
Во-первых, как Саурон может это знать уже сейчас, всего через несколько дней?! Назгулы-то обратно идут пешим ходом и прибудут месяца через полтора в лучшем случае.
А во-вторых, ну узнает, ну и что дальше? Дальше действия Саурона какими будут? Войной пойдет за тыщи километров? Чтобы пока он там пытается кольцо отобрать, Гондор на его территории наконец-то оторвался за все хорошее? Даже если Саурон хоть сто раз бы знал, что Кольцо в Ривенделле, он бы ничего не делал в этом направлении, пока Гондор существует. А Гэндальф прям пугает, ага.