Да чо ему сдеется. Орочье дерево, как есть орочье.
Вот у меня в одном старом фанфике он как раз в Мордоре растет. И бегают там дикие собаки. Только не рыжие дхоле, а светлорыже-коричневые, пестрые. Как африканские, только покрупнее и поплотнее сложением.
И в предыдущие 2,5 тысячи почему не было экспансии на запад? И если и была, то в результате чего были потеряны западные территории?
Об том, чтоб Гондор владел Дунландом и Минсириатом, нигде не упомянуто. Только указано, что Гландуин и Гватло были границей между Севером и Югом, Арнором и Гондором.
И надо думать, что территории надежно контролировались постоянно до исчезновения северных королевств. Потому что там проходит важнейшая дорога из Гондора аж до Митлонда. Ну и с ответвлением в Аннуминос в прошлом, конечно.
Потом, значит, войны, увядание Севера и заброс территорий. По карте там все ничейное, печальное, ненаселенное. Хотя по карте земли должны быть весьма удобны и привлекательны для заселения.
В реальном мире что толкало народы на экспансию?
Во-первых и в-главных, недостаток ресурсов на месте прежнего жительства.
Во-вторых, поиск новых источников доходов.
Жители Залесья начали движение в Дикое поле именно потому, что населенность прежних мест переуплотнилось. А южнее земля плодороднее, лето дольше и так далее.
Впрочем, для гондорцев, как и для народа Московской Руси Дикое поле, земли за Гватло не должны были казаться совсем чужими. Русские помнили былинные времена, гондорцы - нуменорские.
Еще вариант экспансии - движение новгородцев на восток, за пушниной и серебром. Гондорцы тоже могли осуществлять торговую экспансию в земли, населенные разными там Людьми Тени.
Вопрос, осуществляли ли они ее.
Мне кажется, что такая экспансия была. Вот та самая дорога через Тарбад и до Бри - она же наезженная. А раз дорога существует и эксплуатируется, вдоль нее не могут не стоять деревни. Откуда они взялись? Кто обеспечивает безопасность проезда по территории вроде бы вовсе диких и злобных людишек?
И думается мне, что когда-то эти земли если не принадлежали, то тяготели к Гондору. И такие же небольшие гарнизоны, как в Ангреносте, охраняли ее и придорожные поселения. Остатки населения, причислявшего себя к потомкам нуменорцев естественно желали бы защиты именно нуменорского государства. Кажется, от Нан-Курунир до Тарбада дорога была проезжей именно потому, что новопоселенцам была выгодна она, и существовало негласное соглашение с Гондором об ее неприкосновенности.
Но вот причиной, по которой эти территории вышли из-под юрисдикции Гондора, для меня остаются именно действия тех же дунландцев. Пришли и поселились, никому не подчиняются.
Вообще, государство - орган защиты населения. Когда оно справляется с этой задачей, ему платят налоги и идут в его армию. Если же государство не в силах осуществлять защиту, от него откалываются.
И вот, прежнему постнуменорскому населению Гондор защиты оказать не мог. И жителям выгоднее стало платить дань пришлым князьям и жить под их защитой. Так и произошло медленное "истаивание" западных владений.