Теперь же хочу сказать отдельно насчет этих целительских рук короля.
Да-да, знаем-знаем. Все это эпос-эпос и итсмэджик, и верования в то, что короли - они не простого дерьма, а некие мазанники божеские, лично господом богом на короление благословленные. Ну или не богом, а богами многими, ибо верования сии старше, чем монотеизм. Знаем, грамотные. При желании исторических примеров и цитат из древних историков я могу накидать гору и еще пару пригорков рядом.
Но любой правоверный, кто начнет упиваться и восхищаться этим, и ссылаться на то, что-де Средиземьененашмир, и там эти верования взаправду реальность, окажется в пролете, как обычно.
Потому что.
Во-первых, посмотрим снаружи канона.
Да, действительно, таких верований хоть отбавляй. Они действительно были и в реальности, и в легендах. Вот самый-самый затасканный и всем известный пример - это якобы присущий Капетингам (ну и их потомкам Валуа и Бурбонам) дар исцелять прикосновением золотуху. Об этом знает, кажется, любой, кто читал исторические романы по соответствующей эпохе, ибо по художественной литературе существование этого верования растаскано мама не горюй. Лично я, помнится, в дрюоновских "Проклятых королях" в отрочестве читала впервые и точно видела это еще где-то потом.
Короли в Англии тоже не отставали - считалось, что божественный дар исцелять царственным своим прикосновением у них аж с Эдуарда Исповедника (напоминаю, что это еще до норманнского завоевания), но вообще они начали обезьянничать с французских королей уже позже, веке этак в 12-м. Исцеляли в основном тоже золотуху, но иногда еще и судороги, и эпилепсию. Этой фигней английские монархи занимались аж до Иакова I.
Генрих VII, первый царствующий Тюдор, и Филипп VI, первый царствующий Валуа (оба взошедшие на трон на очень шатких и сомнительных основаниях) , такими публичными исцелениями доказывали, что они-де законные короли.
Но вообще какие только европейские монархи не исцеляли кто как и чем во что. Короли Кастилии крестным знамением и благословлением изгоняли демонов из одержимых (Христос нервно курит в сторонке черную зависть). Габсбурги - они же других-то не хуже! - лечили заикание поцелуем! Еще какие-то монархи руками разводили желтуху.
Странно, что никто из них не лечил насморка. Ну, Христос вот тоже ни одного горбатого не выпрямил. Всему имеется предел.
В общем, все это банально, известно и даже давно набило оскомину. А Профессор взял и перенес это в Средиземье. Типа, аллюзии, параллели, контексты-метатексты и прочие нехорошие слова. Ах-ах-ах!
Но, блин, аллюзии и прочие меридианы в тексты надо тоже уметь впихивать!! Потому что такие вещи, как исцеления прикосновением, в рыцарских романах 12 в. были совершенно уместны, да. В создаваемой в этих романах художественной реальности такие штуки смотрятся совершенно органично, несмотря на их полнейшую нереальность и невозможность. Там это нормально. Потому что там вообще все как-то очень фантазийно, наивно и т.д., и при чтении мы принимаем на себя эту субботу, эти жанровые условности. Если сейчас кто-то вздумал бы писать стилизацию под рыцарский роман, то и там это смотрелось бы нормально, несмотря на то, что такой текст был бы написан не в 12 в., а нашим современником.
Но беда в том, что ВК не рыцарский роман!! Если в тексте хоть в какой-то степени присутствует реализм, то он не стыкуется с фантазийной нереальностью рыцарского романа от слов вообще и совсем!! Реализм разрушает все эти чудесные исцеления, потому что в реальности никого таким образом исцелить нельзя!! Если Профессор пишет Сэма с каких-то там виденных им на фронте денщиков, если он пытается изображать хоть какую-то психологию в виде переживаний Фроды
(а рыцарскому роману интерес к внутреннему миру персонажей абсолютно чужд, до возникновения этого интереса еще лет шестьсот!!), то эти наивные штучки, которые уместны в рыцарском романе, немедленно делаются убоги, смешны и нелепы!!
Невозможно впрячь в одну телегу лебедя, рака, щуку, коня и трепетную лань. Эшенбаховский Парцифаль, посреди леса грезящий в ступоре о своей возлюбленной и не замечающий ничего вокруг - это нормально и органично. Арагорн, с цветочком в руке вздыхающий в Лориэне об Арвен - нет!! В окружающей его художественной реальности это уже нелепая клоунада и рисовка.
Тот же Парцифаль, чудесным образом при помощи заданного вопроса исцеляющий этого короля... осподи, как его звали-то?.. ну король-рыбак, бла-бла-бла... полезла на полку за книжкой... а! Анфортаса - это нормально в художественной реальности рыцарского романа. А Арагорн с внезапным даром исцеления в художественной реальности Средиземья - НЕТ!! Нет, нет и нет!! Несмотря на все аллюзии, мифы и контексты. Или реализм, или рыцарский роман, но не то и другое вместе. И никакое этажыфэнтези не может служить оправданием. Потому что и фэнтези не синоним рыцарского романа. Фэнтези - сеттинг, рыцарский роман - литературный жанр. Фэнтези - место действия, рыцарский роман - стилистика.
И все эти песец тонкие аллюзии и параллели в результате оказываются не пришей ни к чему хвост дурновкусием и полным отсутствием чувства меры.
Ей-богу, когда я, наивная отроковица, во времена оны дочитавши до этих чудесных исцелений, испытала ужасный приступ того самого myötähäpeä. Даже пересказывать кому-нибудь этот фрагмент сюжета мне было бы ужасно стыдно. Ну типа как живущие в Лориэне на деревьях эльфы - скажи кому, ржать будут на тему "а как же в туалет", а ты не будешь знать, что возразить, потому что возразить нечего.
Вот и здесь для меня обнаружилось такое позорное пятно, от которого деваться некуда.
Из раньшего:
Ну вот представьте себе, что вы не любите, скажем, индийское кино (хотя лично я в последнее время, глядя на западные кассовые фильмы, все больше прихожу к выводу, что индийское кино не так уж плохо. Вернее, другое кино не так уж хорошо). Или радио "Шансон", прокляни Аллах его и того, кто его придумал. Или фанфики с Мерисью. Или еще что-нибудь такое, что в глазах ваших и значительной части общества является не просто дурновкусием, а чем-то таким, с чем приличному человеку рядом на одном гектаре в театре сесть не можно, не утратив при этом ритуальной чистоты. Вы сами не можете усмотреть в сабже абсолютно ничего хоть сколько-нибудь путного, а над теми, кто сабж потребляет, вы даже не смеетесь. И не потому, что воспитание не позволяет вам смеяться над убогими, а просто даже и смеяться-то в этом убожестве не над чем. Единственная возможная эмоция - это презрение, полное и обасалютное.
Представили, о чем речь, да?
А теперь представьте, что в творчестве любимого вами автора (все равно, писателя, режиссера или еще кого-нибудь), а паче того посреди любимого вами произведения этого любимого автора вы вдруг видите нечто такое, что составляет неотъемлемое свойство вот этого вами от всей души презираемого!! Вот того, что вы считаете полным убожеством, и, что еще хуже, еще большим убожеством считаете потребителей оного!! И вдобавок что же оказывается, что и вы тоже любите такой отстой типа индийского кино, радио "Шансон" и фанфиков с Мерисью?! Нет, это невозможно!! И никуда этого не деть и вовек от такого не отмыться!! И если тебе на творчество твоего любимого автора злопыхающий укажет перстом своим на это и скажет "да это же индийское кино/радио "Шансон"/фанфик с Мерисью", ты и возразить-то ничего не сможешь, и останется тебе только стоять и обтекать и за себя, и за любимого тобой автора.
Это всё!! Это даже не "дайте развидеть", это "погасни, солнце! упади, небо!" Вспомнив опять любимого Ариосто,
"Ах, зачем ты не разверзлась, земля,
Чтобы укрыться в самые твои недра?!"
И никакими аллюзиями этот лютый песец и оправдать-то нельзя. Потому что я когда вот это читала - я уже все эти аллюзии знала, и у меня уже был начитан преизрядный бэкграунд всей этой древней литературы, в т.ч. и рыцарских романов (потому что я по жизни любительница древностей), и я понимала, откель ноги растут. Но, блин, и в 15 моих лет мне было очевидно, что все эти аллюзии сюда невпихуемы.
Во-вторых же посмотрим сюжета изнутри.
Аллюзии там снаружи или не аллюзии, реальность Арды ничего о том не знает и живет по собственным законам, ведь так? Так.
Так с какого перепугу в этой ардынской реальности этот Арагорн вдруг обладает чудесным даром исцеления?
У нас есть хоть какие-нибудь указания и свидетельства, что какие-нибудь другие короли когда бы то ни было обладали даром чудесного исцеления? Нет.
Сам Арагорн до сей поры хоть раз кого-нибудь чудесно исцелял? Тоже нет, блин!! Причем отсутствие короны на его голове на Заверти ничего не доказывает - здесь Арагорна тоже никто еще на царствие не мазал. Так почему же на той же Заверти, когда на Фроду бедного наехал этот ужасный назгул, Арагорн практически ничего не мог сделать? Что ж он там-то, заварив ацеласа, не коснулся дланью своей болящего и не возгласил "талифа, куми!"?: Псле чего Фродо если бы и не вскочил как новенький, но хоть бы начал в себя приходить. Причем ведь для чудесного исцеления никаких ритуалов, оказывается, и не надо, никаких особых заклинаний и пассов руками. Достаточно просто поднести отвар ацеласа к носу болящего, чтобы тот понюхал. Вон как в случае Фарамира: поднес ему светлый государь душистого отвару под нос, Фарамир тут же и "что, хозяин, надо?".
А тут что? Фроду того уже в том ацеласе прополоскали, а он все болеет и никак не выздоравливает. Ах, да-да, там обломок ужасного моргульского клинка... который никто не видел, о котором мы знаем только со слов Гэндальфа, и сама идея которого клинка и обломка его не выдерживает ни малейшей критики даже в реальности Арды. Да пусть хоть сто клинков, здесь Арагорн чуть ли не мертвых воскрешает, а там не мог одного Фроду в стабильном состоянии удержать.
Теперь далее.
Но, блин, даже тогда, когда в реальном мире верили, что королевским прикосновением можно что-то там исцелить, это не означало, что эта напасть лечится ТОЛЬКО королевским прикосновением!! Короли лечили напасть именно чудесным образом, а всякие лекари и знахари - средствами обычными, им доступными. Никто никогда и нигде не утверждал, что золотуха, эпилепсия и т.д. лечатся только и исключительно возложением королевских рук!!
А здесь в Средиземье существует некая болезнь, которая вдруг лечится только королем!! Причем все это происходит в Гондоре, где супостат веками и тысячелетиями вон через
дорогу реку, то есть напасть должна случаться более-менее систематически и обширно, а не один заболевший раз в сто лет. Так и что же, раньшие короли в таких случаях только и знали, что лечили?! А больше никто и никак?! Эта черная напасть внезапно лечится исключительно чудом господним, через короля явленным?! Да что за фигня?!
Тыщу лет эту напасть не лечили, что ли, вообще?! Да почему ж тогда Саурон до сих пор не победил Гондор?! Ведь делов-то!! Напусти на всех эпидемию - и сами сдохнут, даже воевать не надо. Почему Саурон опять так фантастически тупит?!
И даже когда во всяких рыцарских романах кто-то (ну как тот же Парцифаль) внезапно как-то так божьей волей оказывался способен кого-то там чудесным образом исцелять, то это было не какое-то наследственное или в связи с титулом, а вот он один оказывался избранным для особой цели и исцелять должен был кого-то одного. Это были уникальные случаи и уникальные исцеления. А тут нате здрасьте, Арагорн лечит сонмы страждущих, всех подряд, "и ставит, и ставит им градусники".
И еще главное: мол, так всегда узнавался истинный король.
Как узнавался-то? Путем попытки исцеления Черного Дыхания? Так это ведь не золотуха, не эпилепсия и не прочие обычные болезни, когда хоть один болящий индивид в популяции да найдется! Это таинственная насылаемая Врагом непонятно как напасть. А если в данный момент никто ею не болеет? И еще, может, лет десять или двадцать не заболеет. И как тогда узнавать истинность короля?
И почему, в конце концов, истинного короля таким образом распознают в Гондоре, а обладает надобными свойствами какой-то Арагорн, который вообще с далекого севера?! Или северная ветвь тоже этим целительским даром обладает?
Ладно, пусть так. Но когда и с связи с чем потомки Элендила вдруг этот дар обрели? Ведь все они исторически потомки боковой ветви рода Элроса. Даже не прямые. Более того, предки Элендила состоят в родстве с Элросом аж всего-навсего по женской линии. Но тогда получается, что вообще всякий потомок Элроса, неважно, Мэ или Жо, должен обладать такими способностями.
Или к происхождению от Элроса этот дар вообще никакого отношения не имеет, Элендил как-то так обрел этот дар самостоятельно?
(Элендил - в смысле, как ближайший общий предок южной и северной ветвей). Но когда и почему?
И его потомки все обладали таким даром? Или только те, кто короновался? Тоже фигня - Арагорн ведь еще не коронован. Да и 15 поколений его предков никто не короновал даже в деревенские старосты.
Вот у некоего короля, допустим, два сына - что, дар переходит только к старшему, а младший гуляй себе? А если старший взял да помер? Тогда младший внезапно из ниоткуда этот дар приобретает? А если король с даром помер бездетным, а на трон взошел его племянник, то у него откуда дар сей возникал?
Блин, ну фигня же, фигня!!
И совсем под занавес: если эти слова насчет рук короля знает только Иорет, если насчет узнавания таким образом говорит тоже только Иорет - значит, все это никак не является общеизвестным. Это даже не всеобщее и распространенное поверье/заблуждение. Так с чего вдруг эти чудесные исцеления будут свидетельствовать о том, что Арагорн истинный король?! Ведь общественность ничего не знает о процедуре такого узнавания. Для общественности это ни разу не доказательство. Потому что общественность просто не в курсе. И для общественности при таком раскладе эти чудесные исцеления будут не "уау!! круто!! король пришел!!, а "уау! круто! спасибо, чувак!" И все.