Ну да, рабы ведь появляются в обществе не оттого, что общество мерзавцы составляют, а из экономических соображений. Так что если институт рабства был стране выгоден, то какая разница - Тьма это или Свет?
Еще и социально-политические проблемы регулируют это самое рабство.
Вот пришли нашественники к какому-нибудь русскому городу. Вот вышел князь с дружиной, кого прибили, кто утек, а кто руки поднял. Взять этих, поднявших руки, выгнать, чтоб шли, куда ноги понесут? Так по дороге им жрать требуется, а жратву будут по деревням попутным воровать, а то и отнимать.
Перебить? Есть правило "загнанной в угол крысы", так что рубить и физически утомительно, и опасно: вдруг со страху все разом кинутся?
Вот и берут этих всех в рабство. Кого-то князь продаст в цивилизованные страны типа Византии, Хазарии, Халифата. Остальные будут рабами тут же, в городе и подгородных селах. Заодно своим трудом компенсируют убыль рабочих рук - тех, кого сами же убили или покалечили.
Ну а различие в положении раба на Северо-Востоке и Юго-Западе Европы уже зависело от опять же количества прибавочного продукта с одного работника. Ну и социально-экономического строя данного общества.
Да и во времена, когда производство уже требовало квалификации, пленных приставляли к делу.
Вот у меня воспоминания некоего унтер-офицера вермахта, взятого в Сталинграде. Выдержка эта пропечатана в английском научно-популярном журнале, потому вся посвящена страданиям.
Этого ундера взяли во время возвращения их сводной группы в Сталинград после неудачной попытки бежать на запад. Их просто окружили лыжники и погнали в какое-то село.
Там загнали "в подземные помещения с наклонным входом", как пишет автор, сиречь овощехранилища. Долгое время он не видел никакой охраны, кроме одинокого стрелка, стоявшего возле стены "подслеповатого домика". Но бежать никто не думал, потому что "мороз и глубокие снега держали лучше колючей проволоки".
то есть в данном случае разогнать этих немцев по степи или просто бросить на произвол судьбы как раз означало бы их уничтожение. Примерно как с оставленными в поле ранеными.
Потом ундер сообщает, что их начали кормить "горячей жидкой кашей из зерна, в которой попадались волоконца мяса", то есть кулешом. Охрана не мешала собирать всякий древесный лом на территории вокруг этих овощехранилищ и раскладывать костры внутри.
Далее он жалуется на факты дискриминации рейхсдойчей румынами и венграми. Что бывшие вассалы оттесняли бывших суверенов при раздаче того кулеша и частенько поколачивали. При полном равнодушии малочисленной охраны.
Порядок был установлен, когда "белых автоматчиков" (армейцев) сменили внутренние войска. Тогда пленных наконец пересчитали, разбили на полусотни, отделили больных и раненых.
потом перевели на станцию, где провели санобработку и в вагонах отправили далеко на восток (в Башкирию). Там поместили в домах с печами и заставили работать на кирпичном заводе.
Вот, пожалуйста. Из этого рассказа ясно, что не попади этот немец "в рабство" на тот кирпичный завод - лежать бы ему трупом в степи.
в конечном счете положение тех дунлендингов, конечно, от положения немцев под Сталинградом отличалось в худшую сторону. Ибо для немцев варили кулеш из брикетов, привезенных по железной дороге. а в рохане таких удобств не было. И еда была куда в большем дефиците, чем в СССР зимой 1943 года. Текстиля для перевязок и замены совсем негодной одежды тем более, не выдали.
Но все же в данном случае можно увидеть некоторую заботу о пленных.
И больше нигде ничего подобного не встречается. Следовательно... автор этим не заморачивался.
Как и эвакуацией раненых.