Прежде всего, морские корабли, помимо основного груза, несут в себе так же и необходимый балласт. Для остойчивости. То есть, добравшись до Рэроса...
Те же викинги на своих боевых кораблях, на которых ходили по морю, поднимались по Сене, Волхову, Северной Двине, Рейну и так далее. Перейти из моря в достаточно глубокую реку в те времена не было проблемой.
Вот Рэрос - это проблема. Там крутые берега, волок не организуешь. Волоки были по берегам пологим и ровным. Но существовал способ преодоления такой проблемы еще во времена Великой Северной экспедиции. Корабли тащили за собой на буксире шлюпки, на которых пробирались в места, для кораблей недоступные. Шлюпки приличные, по четыре весла по борту. Такую можно даже по тем Лестницам протащить, а при случае и через мели, частично разгрузив. Во всяком случае, по ледяным полям их солдаты волокли успешно.
Другое дело, какой интерес повел бы этих мореплавателей по рекам вверх.
Профессор извел кучу бумаги на гинекологические проблемы эльфов и нуменорцев, но ни словом не обозначил экономические вопросы.
По Первой эпохе дело выглядит так, что кирдановы устье Сириона знали, а устье Гелиона вроде бы и нет. То есть, не интересовались заплывать дальше.
И это при том, что уже в бронзовом веке финикийцы прочертили маршрутами все Средиземное море, добирались до Сокотры и, по некоторым выводам, аж до Южной Африки и Индии. Не отставали критяне и микенцы. По Балтике тоже плавали жители побережий, хоть там условия пожестче. Торговля существовала с палеолита.
Ну а фаласцы за счет чего жили? Только рыбу сушили и мидий солили? И никогда не задумывались сплавать подальше, что-то продать, что-то купить?
Но вот Белерианд грохнулся, все прежние торговые связи утеряны, негде ни металлических изделий взять, ни даже руд необходимых. Что, переходить к сланцевым долотам и технике выжигания долбленок?
Ситуация заставила бы искать места, в которых можно приобрести необходимое. А значит: поднимать паруса и исследовать устья впадающих в море рек. Потому что в устьях и бухтах кто-то может проживать.
В связи с этим возникает вопрос: анакойхер? Зачем тогда были сделаны волоки в обход порогов Сарн Гебира и Северная Лестница в обход Рауроса?
Притом, что сооружения это масштабные, требующие усилий многих рабочих (а значит - больших трат казны на их прокорм и оплату). И раз они, эти сооружения существуют, ими пользовались и имели при этом прибыль.
И заодно: а где тогда Южная?
Некуда пристроить! Ниже Остгилиата Андуин не пересекает никаких гор, которые потребовали строить нечто аналогичное Северной лестнице. Если даже там имеются какие-то мели и пороги, которые надо обходить, то вместо строительства подъемов-спусков просто срыли бы часть грунта для устройства обычных волоков.