Ну, я как пехота в "Полтаве", которая движется за нею и тяжкой поступью своею ее стремления крепит (это опять к вопросу о том, что на все случаи жизни найдется что процитировать из Пушкина).
Значит, Андрет сказала, что "наш уход был быстрее, прежде чем мы нашли эту землю".
'Then are you content here?' said Finrod.
'Content?' said Andreth. 'No heart of Man is content. All passing and dying is a grief to it; but if the withering is less soon then that is some amendment, a little lifting of the Shadow.'
'What mean you by that?' said Finrod.
'Surely you know well!' said Andreth. 'The darkness that is now confined to the North, but once'; and here she paused and her eyes darkled, as if her mind were gone back into black years best forgot. 'But once lay upon all Middle-earth, while ye dwelt in your bliss.'
'It was not concerning the Shadow that I asked,' said Finrod. 'What mean you, I would say, by the lifting of it? Or how is the swift fate of Men concerned with it? Ye also, we hold (being instructed by the Great who know), are Children of Eru, and your fate and nature is from Him.'
- Тогда довольны ли вы здесь? - сказал Финрод.
- Довольны? - сказала Андрет. - Никакое сердце человека не довольно. Весь уход и умирание горе для него; но если угасание менее скоро, тогда это некоторое возмещение, малое поднятие Тени.
- Что ты имеешь в виду этим? - сказал Финрод.
- Определенно ты знаешь [это] хорошо! - сказала Андрет. - Тьма, что теперь ограничена на Севере, но когда-то... - И здесь она сделала паузу и ее глаза потемнели, как если ее мысли вернулись обратно в черные годы, [которые] лучше забыть. - Но когда-то лежала на всем Средиземье, в то время как вы жили в своем блаженстве.
- То было не касаемо Тени, о чем я спрашивал [да, знаю, что конструкция совершенно не по-русски, но "Я спрашивал не касаемо Тени" по-английски выглядит по-другому, а я стараюсь максимально донести подстрочником оригинал], - сказал Финрод. - Что ты имеешь в виду, я бы сказал, под поднятием ее? Или как быстрая судьба людей касается ее? Вы также, мы считаем (будучи инструктированы Великими, которые знают) суть Дети Эру, и ваши судьба и природа от Него.
Итак, внезапно оказывается, что ни о каком счастии речи не идет вообще. Ни в каком значении слово "content" не значит "счастье". Что побудило переводчиков вписать сюда "счастье" и какими соображениями они руководствовались - ну, я не знаю. Мало ли что ты там себе видишь - ты должен передавать, что автор видел, а не ты. Тем более, что у нас тут не художественное произведение, а, типа, философическая беседа о высоком, где слова таки имеют значение.
И когда смотришь в оригинал, видишь, что разговор персонажей несколько более вменяемый. И Финрод всего лишь интересуется, довольны ли люди (хотя бы в лице Андрет) тем обстоятельством, что они стали дольше жить, придя в Белерианд. Соответственно, с учетом оригинального контекста становится понятным, что Андрет отвечает исключительно о продолжительности и конечности жизни, а не о других аспектах бытия.
Хотя в репликах Андрет авторские тараканы, шевеля усами, уже начали вылезать из щелей. Жить стали дольше - ну, это только чуть лучше, а вообще все равно плохо, плохо, кругом Тень, все задавила.
И после следующего вопроса Финрода Андрет начинает уже наезжать. А то ты, мол, не знаешь! Тут Тень везде лежала, пока вы там в блаженстве прохлаждались.
Как будто Финрод в частности и эльфы вообще чем-то виноваты (даже если принять, что какая-то Тень действительно ну везде тут лежала и возлежала). Жили они, гады, в блаженстве - а что должны были делать? Бежать сюда и облегчать долю людскую? А они что, обязаны?
Профессору неизменно и отлично удаются феерические упертые дуры, которым все должны.
И теперь моя очередь вопросить: а что это Андрет тут глазами темнеет, чисто как Арагорн в Пони, когда об ужасных назгулах рассказывает
(а потом оказывается, что их уже две тыщи лет как за пределами Мордора не видали, так что Арагорн физически с ними нигде пересекаться не мог). К чему эта дешевая трагедия на пустом месте?! Уже даже дед ее, вот этот Борон, недавно схороненный в 93-летнем возрасте, родился по эту сторону Эред Луин и никаких ужастей Тьмы с Востока знать не знал. Так что она тут жертву ПТСР из себя корчит?!
Далее: а что там такого ужасного было на востоке от гор? Что конкретно претерпевали люди от Тени в тех краях? Какие ужасные чудища на них нападали, какие злобные враги мучили? И вспомним канонический рассказ об обнаружении людей Финродом: люди дрыхнут в незнакомом лесу, даже не погасив костер и не выставив часовых. Это так ведут себя люди, которым со всех сторон ужасная Тьма веками грозила?
И еще далее: Тень, значит, лежала на всем Средиземье. И люди от этой Тьмы бежали-бежали и прибежали... к ее источнику! Нет, ну в самом деле! Тень - это же злобного Мелькора тень. И люди жили за тыщи километров от него - и его тень их там прям замучила, а теперь они явились сюда, едва ли не в пределы видимости этого Мелькора - и им тут жить лучше и дольше стало?! Да если они где-то там мало жили, то тут вообще должны уже в двадцать околевать все!
Ну правда, объясните мне: почему, придя к самому порогу этой ужасной Тени, люди считают, что она слегка приподнялась?
Финрод поясняет, что хотел сказать. Но! нас, мол, наставляли Великие, которые знают - кто эти Великие? Валар? А когда они наставляли эльфов касаемо людей?! Ведь нам же написали, что только из слов Феанора на митинге большинство нолдор вообще услышали, что где-то там в Средиземье какие-то люди имеются. И в другом месте сказано, что
"though the Valar knew indeed of the coming of Men that were to be, the Elves as yet knew naught of it; for Manwë had not revealed it to them".
"хоть валар знали действительно о приходе людей, которые должны были быть, эльфы еще ничего не знали об этом; ибо Манвэ не открыл им этого".
И это святой канон. Так какие Великие инструктировали эльфов в этом вопросе?! Мелькор вот тайком нолдор о людях нашептывал, да, и канон сразу далее об этом говорит:
"But Melkor spoke to them in secret of Mortal Men, seeing how the silence of the Valar might be twisted to evil. Little he knew yet concerning Men, for engrossed with his own thought in the Music he had paid small heed to the Third Theme of Ilúvatar"
"Но Мелькор говорил им в тайне о смертных людях, видя, как молчание валар может быть искривлено ко злу. Мало он знал еще касаемо людей, ибо поглощенный своей собственной мыслью в Музыке, он уделял малое внимание Третьей Теме Илуватара".
Но нешто праведный Финрод будет Мелькора Великим называть?! К тому же Мелькор, типа, и сам о людях мало что знал (но при этом уже успел их всех исказить!), так что наущать эльфов не мог.
Так о чем он, этот няшка Финрод?