Нет, погоню-ка я перевод по кусочкам.
Now it chanced that on a time of spring* Finrod was for a while a guest in the house of Belemir; and he fell to talking with Andreth the Wise-woman concerning Men and their fates. For at that time Boron, Lord of the folk of Beor, had but lately died soon after Yule, and Finrod was grieved.
'Sad to me, Andreth,' he said, 'is the swift passing of your people. For now Boron your father's father is gone; and though he was old, you say, as age goes among Men,** yet 1 had known him too briefly. Little while indeed it seems to me since I first saw*** Beor in the east of this land, yet now he is gone, and his sons, and his son's son also.'
'More than a hundred years it is now,' said Andreth, 'since we came over the Mountains; and Beor and Baran and Boron each lived beyond his ninetieth year. Our passing was swifter before we found this land.'"
* [footnote to the text] This would be about 409 during the Long Peace (260—455). At that time Belemir and Adanel were old in the reckoning of Men, being some 70 years of age; but Andreth was in full vigour, being not yet 50 (48). She was unwed, as was not uncommon for Wise-women of Men.
** [footnote to the text] He was 93.
***[footnote to the text] In 310, about 100 years before this.
"Теперь случилось, что во время весны Финрод* был какое-то время гостем в доме Белемира; и он разговорился с Андрет, Мудрой женщиной, касаемо людей и их судеб. Ибо к тому времени Борон, повелитель народа Беора, только недавно умер, вскоре после Йоля, и Финрод был опечален/огорчен.
- Печален мне, Андрет, - сказал он, - быстрый уход твоего народа. Ибо теперь Борон, отец твоего отца, ушел; и хоть он был стар, говоришь ты, сообразно возрасту среди людей**, все же я знал его слишком недолго. Малым промежуток времени, в самом деле, показался мне с тех пор, как я впервые увидел Беора на востоке этой земли, все же теперь он ушел, и его сыновья, и сын его сына также.
- Больше чем сто лет теперь, - сказала Андрет, - с тех пор, как мы перешли через Горы; и Беор, и Баран, и Борон каждый жил сверх своего девяностого года. Наш уход был быстрее, прежде чем мы нашли эту землю".
* [сноска к тексту] Это было бы около 409 г. во время Долгого мира (260-455 гг.). В то время Белемир и Аданель были старыми по счету людей, бывши около 70 лет; но Андрет была в полной силе, не будучи еще 50 (48). Она была незамужней, как не было необычным для Мудрых женщин людей.
** [сноска к тексту] Ему было 93 года.
***[сноска к тексту] В 310 году, примерно за 100 лет до этого.
48 лет - это в сеттинге называется "в полной силе"?!?!

Блин, 48 лет - не расцвет сил даже сейчас, при современной медицине и комфорте городской жизни!!
Финрод недолго знал покойного Борона - чувак, когда ты его вообще знал?! Ты живешь в Нарготронде, он в Дортонионе, он даже не Мудрый, чтобы тебе с ним общаться. Что ты вообще знал о нем, кроме, может быть, имени и общественного положения? И почему тебя так огорчает факт смерти практически незнакомой тебе персоны?! В Арде каждый день умирают тысячи людей.
Кстати, а о смерти гномов, с которыми гномами Финрод тоже очень общался и на отделку для себя их жилищ нанимал, он тоже печалился? Гномья смертность огорчала его?
Ну ладно, может, это всего лишь формальное выражение участия и соболезнований. Хотя стоит ли вообще говорить о веревке в доме повешенного? Если ты живешь вечно, насколько уместно сетовать на короткую жизнь смертных, разговаривая с ними?
Но вообще если в сеттинге максимум раннего средневековья у 48-летней женщины вот только что умирает дед - это они все не просто долго живут, они до хрена нереальные сроки живут!! Блин, даже в наше время много ли 48-летних своих дедов хоронят?!
И что самое необычное в этом фрагменте - Андрет просто фантастически ориентируется во времени. Она практически точно знает, кому сколько было лет, когда он умер - даже ее прапрадед Беор. Вот много ли народу с ходу уверенно назовет, сколько прожили на свете их хотя бы прадеды? И хоть бы и не с ходу, а подумав и покопавшись в памяти? И это сейчас, когда календарь давным-давно уже неотъемлемая часть жизни, когда мы точно знаем, в каком году мы родились, в каком году было то, в каком году было это. Так вот даже в таких условиях мы не то что не помним - мы знать не знаем, сколько жили наши прадеды, а значительная часть народу и на дедах-бабках споткнется и будет вспомнить и пересчитывать, сколько же тем было. А Андрет продолжительность жизни аж прапрадеда легко помнит! И это в сеттинге, где народ вообще не заморачивался летосчислением. Реальный мир свидетельствует, что на протяжении большей части своей истории человечество не следило и не считало, кому сколько лет. Потому что анакойхер? Пенсию по старости никому не платили. Живешь и живи, сколько проживешь - все твое. Бюст/усы с бородой выросли - ну, значит, взрослые уже, жениться можно. А поседели и морщинами покрылись - ну, значит, старые уже. И всё. Точное количество прожитых лет никого не волновало. Так же, как и собственно день рождения.
Мало того, Беор вообще умер где-то далеко-далеко в Нарготронде, и никто из беорингов не присутствовал при этом, и сами вести о смерти Беора достигли их через неизвестно сколько времени, потому что вряд ли Финрод тут же отправил гонца с похоронной телеграммой искать беорингов по белу свету.
Но Андрет точно знает, кому сколько было лет. И исторические, ткскть, даты тоже знает - что больше ста лет прошло с тех пор, как люди явились в Белерианд. А откуда она это знает? Кто их подсчитывал, эти годы, и зачем? Историю там никому не преподают, и вообще такой науки еще не существует, и этим диким людям до самой идеи летописания еще грести и грести веками. Так откуда у Андрет столь точная хронология?!
И почти о вечном: а женщины? Вот Беор жил и помер, Баран и прочие копытные - а жены их сколько жили? Когда умерли? А хрен их знает.
И Беор - вот в возрасте 49 лет он отправился жить в Нарготронд и жил там до самой смерти. А его жена? Ну, была же у него жена! Сыновей же он не сам себе родил. И вот Беор уехал в Нарготронд пожизненно - а жену так оставил? Типа, детей уже родили, новых рожать не возраст уже, нафиг она нужна
(хотя 49-летнего мужика женщины еще вовсю интересуют)? Бросил свою старую бабу и уехал
в Америку, он там найдет себе другую Анну-Лизу? Или его жена, как порядочная средиземская женщина, народив детей, сама убралась в могилу, чтобы не путаться под ногами, а Беор, как порядочный средиземский мужчина, которому от женщины ничего не надо, кроме
телят детей, больше не женился?