Если в порядке хохмы - то Финрод отправляет Берена к местным психиатрам, которые бьются со странным то ли заболеванием,то ли Морготовым наваждением, а Берен пытается от них вырваться. Но сердобольный Финрод, уверенный, что этим свято соблюдает клятву, данную Барахиру, никак не дает несчастному уйти неизлеченным из Нарготронда. Берен при этом может быть стопроцентно канонным, а не в стиле Эстелин.
Еще вариант - обыграть сумашедшего в шекспировском духе. Персонаж, говорящий неудобную правду - шут или сумашедший. Берен, отчаявшись вырваться из лап целителей, принимает на себя эту роль притворного сумашедшего - как Гамлет, и дальше идут еретические оценки, которые желал бы высказать автор устами "юродивого". Это более высокая литература, это написать трудно, но если кто возьмется, то может получиться интересно.
Видите ли, в чем дело: если персонажи находятся там у себя в реальности, а не в сказке, то, расскажи Берен Финроду такую историю, он действительно был бы сумасшедшим. Потому что никакой Тингол ни за каким сильмариллом его бы не посылал. Тингол просто велел вытолкать его вон и обратно не пускать (это если считать, что он действительно дал клятву его не убивать. А если нет, то просто велел бы свернуть башку). Потому что в реальности никто не станет вымудряться, придумывая невыполнимое задание. В реальности нежелательному жениху просто откажут в той или иной форме.
Я не помню, говорила я это или нет, но на всякий случай еще раз скажу: если Тингол считает союз своей дочери вот с этим смертным бомжом неподобающим, то что, принеси Берен сильмарилл, этот союз резко или хоть как-нибудь переменит свой характер?
По каким причинам Тингол считает этот брак неприемлемым?
вариант А) Берен смертный - так Берен останется смертным, даже если принесет сюда все три сильмарилла, корону и голову Моргота, на которую корона надета.
Вариант Б) Берен нищий - так Берен останется нищим, даже если принесет все вышеперечисленное.
Вариант В) Берен сравнительно низок происхождением - так его происхождение не станет выше, если он принесет сильмарилл.
Что принципиально изменится, если Берен принесет сильмарилл? Ответ: ничего.
А, или Берен недостаточно героический герой (а Тингол согласен отдать дочь все равно кому, лишь бы героическому герою)? Так а что, если он принесет сильмарилл, то непременно станет таковым? Он был бы герой, если бы завалил Моргота в поединке или если бы убил Глаурунга. Вот это были бы героические поступки. Но сильмарилл в руки Берена может попасть самыми разными путями, в т.ч. и кражей (собссно, так он в руки Берена и попал). Так с каких пор кража считается героическим деянием?! Ловким там, хитро- или остроумным - это да, но героическим?
Далее: если, по мнению Тингола, отдавать дочь Берену, вот как он есть сейчас, - это страшный зашквар, то почему это перестанет быть зашкваром, если Берен принесет сильмарилл? Это я сейчас о том, что Тингол-де послал Береа таким образом на смерть.
А если к Тинголу пришел бы кто-нибудь и сказал: "я хочу переспать с твоей женой" - зашквар же такую просьбу выполнять, не так ли? Так и что, если бы Тингол, желая отправить просителя на смерть, ответил: "принеси сильмарилл, тогда переспишь" - это был бы меньший зашквар для него здесь и сейчас?!
Если просьба/требование каким-то образом оскорбляет/унижает/бесчестит Тингола, то не только после принесения сильмарилла выполнение этой просьбы так же будет его оскорблять/унижать/бесчестить, а прямо вот сейчас, когда Тингол выдвигает условие, он одним этим еще более оскорбляет/унижает/бесчестит сам себя. Независимо от того, будет ли выполнено это условие или нет.
Очевидно, что Тингол не стал бы выдвигать такое условие ни в случае, если бы он желал получить сильмарилл, ни в случае, если бы просто хотел отделаться от нежелательного кандидата. И поэтому если бы Берен пришел к Финроду и начал рассказывать бы свою историю, он действительно был бы сумасшедшим - потому что его история была бы плодом исключительно его воображения.