Короче говоря, вчера я хотела притащить сюда одну статью - я уже когда-то давно приносила ее на совсем старый Перекресток, но кто больно оттуда ее помнит? К тому же за прошедшее время я нашла оригинал, и в переводе оказались расхождения, и он вообще неполный. Так что я заодно взялась допереводить и отредактировать, и в итоге от того прежнего перевода остались только отдельные пассажи.
Статья была написана для всяких ролевиков-в-настольные-игры-игровиков, но поскольку она основана на данных из реального мира, она будет полезна всем.
C. Джон Росс, © 1993, 1999
[предисловие переводчиков] NB: Перевод текста приводится "As It Is", т.е. без корректуры переводчика. Мнение автора и переводчиков - две большие разницы. Основной смысл данного опуса ясно выразил Карл Маркс фразой о том, что "уровень развития общества определяется уровнем развития производительных сил." Если Вы дочитали до этого места и еще не плюнули значит:
а). Вы уважаете свой монитор или же
б). эта статья для Вас.
Остальные могут отправляться селить мириады обитателей по континентам, заросшими хлебобулочными деревами и магически отваливать им манну небесную. Мы же, ничтоже сумняшеся, начинаем.
Фэнтезийные миры существуют во многих разновидностях, от "жесткой" школы моделирования средневековья до более причудливых царств высокого фэнтези с алебастровыми замками и украшенными драгоценностями садами вместо более традиционного мутного убожества. Несмотря на их различия, у них есть общий жизненно важный элемент: обычные люди. Большинство королевств, какими бы причудливыми или волшебными они ни были, не могут обойтись без обычных фермеров, торговцев, ссорящихся принцев и дворцовых стражников. Собирающиеся в деревни и переполняющие города, они создают человеческий фон для приключений.
Однако множество миров, как "доморощенных" так и скроенных на профессиональной основе, проявляют изрядную долю непоследовательности, когда разговор заходит об обывателях и их трудовой деятельности. Фэнтезийная деревня с населением человек в четыреста запросто может размещать на своей территории дюжину таверн и борделей без всякого экономического напряга. При этом, когда "глюки" вроде вышеприведенного появляются в игровых материалах известных и уважаемых издателей, они приобретают значение истины в последней инстанции и многократно копируются.
Конечно, исследование, необходимое, чтобы выяснить, насколько обычным должен быть большой город или сколько в городке можно найти сапожников, может занять время, доступное не всем Мастерам Игры [далее МИ]. Чтобы сделать мир более приятным, я подготовил эту статью.
Эта статья представляет собой квинтэссенцию широких возможностей, взятых из множества исторических ориентиров, с упором больше на результаты, чем на детали, которые к этим результатам приводят. Правила здесь не цифры, отлитые в металле, они обеспечивают основу и могут быть изменены при необходимости. Следуя моим любимым традициям FRP, я сфокусировал свой объектив на довольно развитой версии средневековья - я брал свободно из периодов с 11 по 15 века и из самых разных регионов, таких как Россия, Англия, Франция, Германия и Италия, но когда мне нужно было значение по умолчанию, а не среднее, я выбирал более пристальный взгляд на позднесредневековую Францию как на хорошую модель игрового мира традиционного фэнтези.
Плотность Населения: Сколько Же Людей в Королевстве?
Если королевство не очень молодое, оно, вероятнее всего, нашпиговано деревнями, расположенными в 1-2 милях одна от другой, покрывающими каждый пахотный дюйм сельской местности. Данная картина сильно разнится с той, что рисуется в наиболее распространенных фентезийных мирах, которые часто изолируют деревни парсеками дикой местности, часто посещаемой чудищами. Важно помнить, что деревни процветают в обширных сетях, каждая из которых поставляет свою долю продуктов питания и сырья на рынок в городах. Иначе обстоит дело в очень молодых королевствах или на фронтире, где изолированным городам нет другого выбора, кроме как выживать. Но эти города будут, как правило, большими (и, следовательно, немного более параноидальными и оборонительными, с людьми, сбившимися вместе за стенами в целях безопасности). Изолированные поселения будут зависеть от торгового трафика, дополняющего то, что они могут производить на местном уровне (и если имеются чудовища или другие сверхъестественные угрозы, эффекты изоляции будут усилены).
Плотность населения для полностью развитой средневековой страны будет варьироваться от 30 человек на квадратную милю (для королевств с мрачной погодой, негостеприимной местностью или, возможно, Безумным Королем Поработителем) до предела примерно около 120 человек на квадратную милю (для земель с богатой почвой, здоровыми высотами над уровнем моря, благоприятным климатом и, может быть, толикой магии). Земля не будет пустовать, если ее можно заселить и возделывать. Население страны определяется множеством факторов, но ни один из них не так важен, как пахотные земли и климат. Если еда будет расти, то и селяне тоже. Если требуется, точная плотность населения может быть определена случайным образом, при этом количество обрабатываемой земли будет изменяться в зависимости от результата. Бросок 6d4, умноженный на пять, будет довольно реалистичной оценкой. Не умножайте на пять, чтобы представить гораздо менее развитую территорию или страны, обезлюдевшие в результате вторжений, эпидемий или других бедствий. Страны, пострадавшие от таких проблем, также могут оставаться обезлюдевшими в течение столетий, если не будет притока иммигрантов: в доиндустриальных мирах естественный прирост населения обычно является ледниковым [в смысле, медленным, как скорость движения ледника. Можно было бы написать "черепашьим", но оригинальное выражение показалось очень образным].
Некоторые Исторические Сравнения: средневековая Франция возглавляет список стран, с примерной плотностью 100 чел./кв. милю в XIV веке. Территория средневековой Франции изобиловала пахотной землей, ожидающей работящих рук. Для сравнения, современная Франция имеет всего лишь вдвое большую плотность населения. Германия, располагая менее благоприятным климатом и более низким процентом пахотной земли, была населена в среднем около 90 человек на кв. милю. Италия располагалась в этом списке по соседству с Германией (большое количество холмов и скалистых областей). Британские острова были наименее густонаселенными: немногим более 40 человек на квадратную милю, большинство из которых было сосредоточено в южной половине островов.
Шестиугольники: для некоторых МИ, читающих эту статью, может быть важно знать, сколько земли находится в шестиугольной области. Чтобы определить площадь шестиугольника, умножьте его ширину на 0,9305347, и возьмите возведите полученный результат в квадрат. Таким образом, если ваша игровая карта имеет шестиугольники, скажем, в 30 миль шириной (и это удобный размер для времени в пути, поскольку 30 миль - хорошее практическое правило для дневного путешествия пешком или верхом), каждый шестиугольник имеет площадь приблизительно 780 квадратных миль. Поместив такой шестиугольник в сердце средневековой Германии, мы можем предположить, что он прокормит где-то 67800 человек.
Городское Население: Сколько Людей за Стенами?
Для целей этой статьи, поселения будут разделены на Деревни, Поселки [towns], Города [cities] и Мегаполисы (известные как "супер города" в трудах историков городского строительства).
В деревнях проживает от 20 до 1000 человек, в типичных деревнях - от 50 до 300 человек. В большинстве королевств их будут тысячи. Деревни - это аграрные сообщества в безопасных уголках цивилизации. Они обеспечивают основной источник пищи и экономической стабильности в феодальной системе.
Население поселков колеблется от 1000 до 8000 человек, при типичных значениях где-то около 2500 человек. В культурном отношении они эквивалентны небольшим американским городам, расположенным вдоль соединяющих штаты автомагистралей. В городах и поселках обычно есть стены, только если они имеют политическое значение и/или им часто угрожают извне.
В городах обычно проживает от 8000 до 12000 человек. В типичном большом королевстве будет всего несколько городов с населением в этом диапазоне. Центры академических исследований (Университеты) обычно располагаются в городах подобного размера. Университет, процветающий в мегаполисе, будет, пожалуй, исключением.
В мегаполисах проживает от 12000 до 100000 человек, города с населением более 100,000 являются исключительными поселениями. Вот некоторые исторические примеры Лондон (25000-40000), Париж (50000-80000), Генуя (75000-100000) и Венеция (100000+). Москва 15-го столетия имела население более 200000!
Большие центры сосредоточения населения, как правило, возникают на тех или иных (торговых) путях. Береговые линии, судоходные реки и сухопутные торговые маршруты формируют перекрещивающуюся сеть из торговых путей, города и, соответственно, мегаполисы вырастают на "нитях" этой сети. Чем оживленнее торговый путь, тем больше поселение. В том месте, где несколько больших торговых артерий сходятся, с необходимостью возникает крупный город. При этом деревни достаточно плотно рассеяны по стране между большими поселениями. Некоторые поселения возникают рядом с ценным ресурсом, или потому, что отдаленный монастырь стал убежищем, или по тайным политическим причинам, пренебрегающим враждебностью местности.
Распространенность Населения
Хорошо, теперь, когда мы знаем, насколько большим является королевство, и сколько людей там проживает, зададимся вопросом: "сколько людей живут в крупных городах, и каково их (городов) количество? Какая доля населения проживает в поселках и деревнях?"
89% населения страны живет в деревнях. Разделите деревенское население на 700, чтобы определить приблизительное число деревень. Приблизительно 2% населения страны будет жить в поселениях, слишком маленьких даже для того, чтобы называться деревней, изолированных домах, или на хуторах с полным населением менее 20 человек. В эти два процента также войдут странствующие рабочие и бродяги (и приключенцы).
Приблизительно 6% населения живет в поселках. Разделите это число на 5000, чтобы определить приблизительное число поселков.
Эти термины для поселений являются удобными категориями, основанными только на численности населения, но в вашем фэнтезийном мире другие термины могут иметь значение (деревни, торпы, виллы, районы и т.д.), и эти простые термины могут иметь более конкретное значение в пределах данного королевства. Любое поселение, поддерживающее круглогодичный рынок, можно назвать, например, "поселком" [town], а "город" часто является юридическим различием, относящимся к поселку с определенным уставом. И в то время как города "принадлежат" более крупной стране, города-государства являются крошечными странами в своем собственном праве.
Оставшиеся 3% людей живут либо в городах либо в мегаполисах, составляя собственно городское население.
Определим население самого большого города в королевстве. Оно равно (P раз по M), где P равно квадратному корню из населения страны, а М – приблизительно 15 (или бросайте 2d4+10).
Вычтем население самого большого города из полного городского населения. Остаток должен быть разделен на другие города и мегаполисы, по желанию МИ. Рекомендую довольно реалистичное правило большого пальца: занимающий второе место город будет от 25-75% размера самого большого города; каждый оставшийся город будет на 10-20% меньше чем предыдущий, пока отметка в 10000-12000 не будет преодолена. Остаток разделите на 10000 для остальной части городов.
Регулировка количества городов: отношение поселков [towns] к городам [cities], указанное выше, предполагает существование заметного и процветающего торгового сообщества, как в Позднем Средневековье (обычное явление во многих мирах, но, возможно, не обычное в вашем). Увеличьте количество городов на 50% или более для фэнтезийного мира, находящегося на грани Возрождения, но резко уменьшите его для мира вроде Европы до крестовых походов (если торговля ограничена и носит локальный характер, поселков будет ненамного больше, чем городов). Исторически сложилось так, что количество вновь утвержденных поселков во многих европейских странах увеличилось почти в 10 раз в XI-XIII веках, поскольку экономические сдвиги преобразовали аграрную схему в нечто более устойчивое меркантильное. Если в вашем мире есть видимая доля торговцев, жуликов и других городских жителей, используйте множитель 2d8 или даже больше. Для мира, находящегося между этими крайностями, найдите золотую середину, которая вам нравится.
Королевство для Примера: Чамлек [здесь я не корректировала перевод, хоть он весьма разнится цифирью с оригиналом]
Чамлек – небольшое островное королевство с площадью 70000 квадратных миль, с хорошим климатом и всего несколькими скалистыми холмами посреди хорошо орошаемой сельской местности. Его население составляет около 5 миллионов человек, при средней плотности приблизительно 71 человек на квадратную милю.
Используя вышеприведенные формулы (и средние значения), мы можем вывести следующие факты экономической географии Чамлека: 4,45 миллиона граждан Чамлека проживают в сельской местности, при этом число деревень и хуторов колеблется около 6400; 300 тысяч человек живут в примерно 60-ти селах. Люди дороги и "одиночки" составляют около 100 тысяч, оставшиеся 150 тысяч живут в городах.
Самый большой город Чамлека, Рестагг, населяют 33500 человек. Далее по убыванию численности: Волфирм (17000), МакКланнак (15000), Кормидигар (14000) и Оберфраш (12000). Население этих городов составляет в совокупности 91,5 тысячу из 150 тысяч городских обитателей. Оставшиеся 58,5 тысяч делят между собой шесть городов с населением в среднем около 9750. Таким образом, среднее расстояние между городами будет 80-90 миль (три или четыре дня пешим ходом).
Правильный перевод:
Придерживаясь средних значений для размеров и распространения городов, мы можем определить следующее касаемо Чамлека: самый большой город королевства, Рестагг, имеет население 39000 человек. Следующими по рейтингу крупнейшими городами будут Вольтирм (19000), Маккланнах (15000), Кормидигар (11000) и Обертраш (8000). Всего здесь 5 городов (три из которых "Большие Города") и 45 поселков [towns] с общим городским населением чуть более 200000 (около 3% королевства). Остальное - сельская местность: примерно один городской центр на каждые 1800 квадратных миль. Если бы для определения числа поселков мы использовали бы образец Европы до крестовых походов, то было бы только 7 поселков (один городской центр на каждые 7500 квадратных миль).
Обратите внимание, что даже с полностью развитой торговой сетью между городами и поселками все еще имеется изобилие сельской местности, удаленной от любого поселка.
Сельское Хозяйство
При уровне технологии, присущем средневековью, квадратная миля обжитой земли (включая необходимые дороги, деревни и городки) поддерживает существование 180 людей. Это число учитывает также и неурожаи, крыс, засуху, воровство, т.е. весь комплекс "радостей", присущих большинству миров. Если магия является обыденным явлением, МИ может решить, что в данном мире земля может прокормить большее количество людей. Пожалуйста, обратите внимание на тот факт, что число людей, которых прокормит квадратная миля сельскохозяйственной земли, не совпадает с максимальная плотностью населения для королевства.
После того, как вы определились со способностью земли поддерживать людей, вы можете определить количество возделываемых земель в королевстве. Снова рассмотрим Чамлек с его 180 человеками на квадратную милю. Это означает, что там существует приблизительно 37000 квадратных миль возделываемых земель - около 42% от общей площади острова. Это наглядный пример того, насколько разрежено население на самом деле. Остальные 58% страны - это дикая местность, крутые склоны холмов, водоемы и другие невозделанные (или не могущие быть возделанными) открытые местности. Даже если бы Чамлек имел максимальную плотность населения (120 человек на квадратную милю), обрабатываемые земли составили бы колоссальные 2/3 от общего числа, оставив одну треть страны для дикой природы и водных путей.
Это где-то близко к абсолютному максимуму, достигаемому на матушке Земле, хотя его превышение теоретически возможно, если, скажем, МИ решает, что вся территория страны представляет из себя пахотные земли.
В то время как среднее расстояние между населенными центрами может быть получено из общей площади суши, среднее расстояние в пеших переходах от одной деревни до другой может быть определено более реалистично, если принимать к рассмотрению только обитую территорию. Таким образом, в Чамлеке среднее расстояние между деревнями составляет не 3,6 мили, как это можно было бы предположить, исходя из полной площади территории государства, а скорее 2,2 мили (рассматривая только обжитую область суши), т.е. дистанцию покрываемую за 50 минут пешего хода.
Замки
Хорошо, мы разобрали по составным частям демографию в той ее части, что касается населенности местности, городов и хуторов. Однако гораздо ближе сердцу приключенцев замки или еще лучше их развалины. Еще раз зададимся вопросом: сколько же их должно быть?
Наличие и плотность расположения руин на местности, прежде всего, зависят от исторического "возраста" области. Приведенная ниже закономерность – лишь руководство к дальнейшим прикидкам. "Плотность" руин по Средневековой Европе сильно менялась в зависимости от истории войн и отдаленности конкретного региона от центров цивилизации. Для приблизительной оценки числа разрушенных укреплений разделите население королевства на пять миллионов. Умножьте полученный результат на квадратный корень из возраста королевства. Если королевство много раз переходило из рук в руки, то используйте полное число лет, которое люди жили там, независимо от смены правящей династии.
Чамлек, островное королевство, располагает пятимиллионным населением, что значительно упрощает первую часть формулы. Чамлек заселен уже в течение трехсот лет. Таким образом, на его территории расположены 17,32 разрушенных форта или замка, что означает безоговорочное наличие семнадцати и 32%-ный шанс существования 18-го оплота местной власти.
Действующие замки - явление гораздо более обыденное; руины редки, потому что их камни постоянно уходят в качестве стройматериалов для окрестных властителей! В первом приближении можно предположить наличие одного функционирующего замка на каждые 50000 окрестного населения. Возраст королевства в данном случае не является решающим фактором. На территории Чамлека, таким образом, расположено около 100 различных по размерам замков.
Три четверти всех замков будет располагаться в "освоенных" областях королевства. Оставшаяся четверть будет гордо возвышаться над "дикой местностью".
Роль, которые играют замки, слишком сильно зависит от специфики мира, чтобы быть правильно и цело описанной одной всеобщей формулой. Большинство из них будут служить вотчиной для Баронов и Герцогов, но, при этом, некоторые могут быть бандитскими цитаделями, или заставами гоблинских варлордов. МИ решать.
Торговцы и Ремесленники
Какое количество гостиниц и таверн может разместиться в деревне с населением человек в 400? Не очень много… Возможно, даже ни одной.… При путешествии по сельской местности, герои не должны через каждые три лиги наталкиваться на знаки, гласящие: "Мотель "Отдых приключенца": Свободные Номера и Плавательный бассейн Всегда к Вашим Услугам". Чаще всего они будут вынуждены разбивать лагерь самостоятельно или искать приюта в домах местных жителей.
Если аборигены настроены дружелюбно, последняя возможность не должна вызывать никаких осложнений. Фермер может прожить на одном месте всю свою жизнь, и он будет горячо приветствовать свежие новости и байки о приключениях, не говоря уже о деньгах, которые герои могут предложить в качестве платы за ночлег!
Каждое ремесло имеет показатель с условным названием Величина Поддержки (ВП), который будет показывать, какое число людей необходимо для поддержания дела одного ремесленника. Например, ВП для сапожника (наиболее распространенное ремесло в городах) равно 150. Это означает, что в городе в среднем на 150 человек будет иметься один сапожник. А ВП для торговцев специями составляет 1400. Это означает, что на каждые 1400 человек в округе будет приходиться один торговец специями. Величина Поддержки может варьироваться процентов на 60 в обоих направлениях, но в целом она дает неплохое представление для МИ о "плотности" ремесел. Корректируйте числа с учетом специфики отдельно взятого поселения. Например, портовый город будет населен большим числом торговцев рыбой, чем это указано в таблице. Те, у кого самый низкая ВП, представляют профессии, которые привлекают в город самых ценных ремесленников и экспертов (по умолчанию такие вещи, как меха, украшения, одежда и обувь, поскольку наш образцовый город - средневековый Париж).
Чтобы определить число, скажем, городских гостиниц, разделите население города на Величину Поддержки (ВП) для гостиничного бизнеса (2000). Для деревни в 400 человек, это дает лишь 20% шанс существования гостиницы! И даже если гостиница и имеется в деревне, она наверняка будет меньше по своим размерам и менее внушительной, чем гостиница в ближайшем городе. ВП для таверн равно 400, так что в деревне наверняка будет хоть одна таверна.
Обратите внимание, что существует гораздо больше ремесел и профессий, чем перечислено здесь; используйте их как ориентиры для вероятного диапазона ВП, но у некоторых малоизвестных ремесел может быть ВП до 25000!
Величина Поддержки Ремесел
Ремесло - ВП
Сапожники - 150
Портные - 250
Скорняки - 250
Горничные - 250
Цирюльники - 350
Старьевщики - 400
Таверны/рестораны - 400
Ювелиры - 400
Каменщики - 500
Кондитеры - 500
Плотники - 550
Ткачи - 600
Бочары - 700
Торговцы свечами - 700
Торговцы тканями - 700
Пекари - 800
Водоносы - 850
Изготовители ножен - 850
Торговцы вином - 900
Шляпники - 950
Продавцы птицы - 1000
Седельники - 1000
Изготовители кошельков - 1100
Мясники - 1200
Торговцы рыбой - 1200
Изготовители застежек - 1400
Продавцы пива - 1400
Торговцы специями - 1400
Штукатуры - 1400
Живописцы - 1500
Кузнецы - 1500
Доктора* - 1700
Кровельщики - 1800
Изготовители веревок - 1900
Банщики - 1900
Слесари - 1900
Шорники - 2000
Гостиницы - 2000
Ковроделы - 2000
Кожевенники - 2000
Писцы - 2000
Скульпторы - 2000
Отбельщики -2100
Ножовщики - 2300
Торговцы Сеном - 2300
Перчаточники - 2400
Резчики по дереву - 2400
Магические лавки - 2800
Переплетчики - 3000
Свечники - 3900
Продавцы книг - 6300
* Дипломированные доктора. Обычный лекарь имеет ВП 350.
Еще немного цифр: одна дворянская усадьба в среднем приходится на 200 человек, один юрист ("адвокат") на 650, один представитель духовенства на 40 человек паствы, и один священник на 25-30 представителей духовенства. Количество мест отправления культа будет составлять примерно 1 на 400, если в регионе явно "доминирует" какая-то вера, но они будут гораздо более распространенными (и по отдельности меньше), если существуют десятки религий, ни одна из которых не доминирует.
Не приведенные в таблице ремесла будут наиболее вероятно иметь ВП от 5000 до 25000! "Магическая лавка" означает место, где волшебники могут купить компоненты заклинаний, бумагу для свитков и т.п., а не место покупки магических мечей и отмычек.
Прочее
Стражи порядка: благопристойный средневековый город будет иметь 1 представителя закона (гвардеец, сторож и т.п.) из расчета на 150 граждан. В расхлябанных городах будет половина этого количества. Немногие редкие города будут иметь больше.
Учреждения Высшего Образования: один Университет будет приходиться на каждые 27,3 миллионов жителей. Для этого требуются континенты, а не города! Это число подразумевает полностью академические университеты, а не учреждения, посвященные тайным искусствам. Являются ли школы магических искусств университетами, и насколько они распространены, определяется МИ.
Домашний Скот: Поголовье домашнего скота, в целом, будет в 2,2 раза больше человеческого населения, но две трети его или больше будет составлять домашняя птица (куры, гуси и утки и т.п.). Остальную часть составят молочные коровы, козы и "мясные животные": свиньи превосходные животные для разведения на убой, так как едят они немного и в еде не привередливы. Овцы будут обычным явлением, если шерсть является активно торгуемым товаром (средневековая Англия была построена на шерсти). Рогатый скот в качестве тягловой силы и источника молока будет нечастым явлением, а рогатый скот выращиваемый на забой может быть найден только в процветающих регионах. Фэнтезийные виды могут существовать рядом с ними или заменять их.
В пределах поселка средняя плотность населения будет колебаться где-то около 150 человек на гектар (61 на акр), поэтому земля в стенах города с населением 10000 человек будет около 67 гектаров - едва ли это можно будет назвать городом по современным стандартам с точки зрения населения или размера (он размером с солидный современный университет, но с гораздо более извилистыми улочками и забитыми зданиями меньшего размера)!
В очень густонаселенных городах плотность может быть близка к 300 чел./га, а в некоторых "разреженных" городах - всего 75.
Обычно на акр приходится от 15 до 25 жилищ (50 на гектар) со средней численностью населения около 3 человек на одно жилище. Теоретически в очень редко или плотно застроенных городах может быть от 10 до 40 жилищ на акр (25-100 на гектар), а в чрезвычайно малонаселенных или перенаселенных городах может быть в среднем от 2 до 5 человек на жилище. Отдельные жилища или исключительные околотки могут выходить за пределы этих значений, но они остаются устойчивыми для средних значений по городу.
Сколько это зданий?
В средневековом фэнтезийном городе мастера иногда живут и работают в одном здании (часто в магазине, выходящем на улицу, с жилыми домами позади и/или над ним). Таким образом, связь между "количеством домохозяйств" и "количеством построек" часто более тесная, чем в нынешние времена, хотя по-прежнему будет много построек без жилой функции (склады и другие складские здания, святыни, конторы гильдий, заброшенные здания, конюшни, каретники и многое другое, включая магазины, где дом ремесленника представляет собой отдельное строение позади него, на том же участке). В большинстве фэнтезийных поселков, напоминающих Европу позднего средневековья, общее количество построек в 1-2 раза превышает количество жилых домов, но легко вообразить крайности сверх того, особенно в мире, где существуют "фэнтезийные многоквартирные дома", или в мире, где в городских структурах столько же хозяйственных построек, сколько в сельских (что может значительно увеличить количество построек).
Крайние диапазоны (подходите к ним осторожно) будут от 0,4 до 3,0 (кратно жилищам).
Насколько они велики?
В широком смысле средневековые здания намного меньше своих современных собратьев. Если сомневаетесь, рисуйте их меньше, чем подсказывает интуиция.
Что касается магазинов, средневековые европейцы часто выделяли участки, разделенные на уличные фасады, измеряемые жердочками, прутьями или шестами, которые в прежние времена составляли от 10 до 24 футов, но к позднему средневековью превратились (в большинстве мест) в стандарт чуть более 16 футов (близко к современному роду ["rod" - мера длины, 16,5 футов]). Размер арендной платы за участок будет в значительной степени зависеть от количества жердочек в уличном фасаде (часто только одна). Магазины часто представляли собой одну жердочку в ширину, но очень глубоко вдавались в участок (и/или за ними располагалось одно или несколько зданий, принадлежащих тому же владению). Более экстравагантные здания будут занимать несколько жердочек. В ваших фэнтезийных городах может быть похожая система или что-то гораздо более свободное, но стоит помнить об эстетике узкого фасада (с глубоким сюжетом за ним), если вы представляете свои улицы особенно европейскими.
Что касается масштабов жилого пространства: современные представления о приемлемом жилом пространстве могут сильно исказить наши представления о том, что "разумно". Средний недавно построенный американский дом 21-го века в среднем представляет около 900 квадратных футов на человека (и становится все больше с каждым годом), что в три раза больше, чем в среднем 300 кв. футов на человека в 19 веке, что вдвое больше, чем в среднем 150 футов на человека, что, кажется, предоставляла бОльшая часть доиндустриальной Европы. Опять же, это исходный показатель, который будет варьироваться в зависимости от культуры, экономического класса и текущих условий перенаселенности или недостаточной плотности населения. Усадьбы фэнтазийных дворян могут произвести впечатление даже на измученного американца XXI века! При оценке общей площади пола по картам города имейте в виду, что деревянные и фахверковые конструкции обычно имеют высоту 1-3 этажа.
[Далее прилагается список книг, откуда взяты сведения. Среди них - налоговые списки города Парижа 1292 года]