Из статей на Tolkien.su «О предсказаниях в Арде» и «Cмерть, погребальные обряды, могилы и загробное существование народов Арды» (Квэнту и прочее)
А откуда все сии дровишки? Ибо часть узнаю, а часть нет. А когда без точных ссылок и/или оригинальных цитат, недоверие имею я, о падаван средний! Ибо было дело однажды, что незабвенная Йулька (она, конечно, незабвенная, но в смысле фактологии источником надежным доселе считалась) цитировала один только перевод без оригинала, а по словесной ее ссылке ничего даже близко подобного не оказалось. С тех пор и имею я недоверие.
«Воскресшее тело (по крайней мере, у эльфов) было в определенном смысле бестелесным. Но если оно могло при желании преодолевать материальные преграды, оно могло также и создавать их. Воскресшее тело можно потрогать. А если оно хочет, оно может просто ускользнуть - исчезнуть. Его положение в пространстве зависит от желания хозяина».
Чо-то по Глорфинделю ничего такого не заметно.
"Его положение в пространстве зависит от желания хозяина" - эммм... наше, как правило, тоже. Хотя мы ни разу не воскресшие эльфы.
Если «ясно», то кто все эти эльфы?
Я тоже не понимаю этого. Потому что Профессор сам своей рукой написал, что в Валиноре эльфы были надежнейшим образом ограждены от всякой возможности смерти, вот одна только Мириэль взяла и умерла. Ну ладно, потом погибло сколько-то нолдор и тэлери в Альквалонде, потом еще сколько-то нолдор утопила милая няшка Уинен. Но это и все. Массово погибали нолдор в Средиземье, но они находились под проклятием и, попав в Мандос, торчали там... ну, неизвестно сколько, но Финрод и Глорфиндель отмечены как исключения - их выпустили за заслуги перед святыми семействами (о чем Профессор не менее прямо написал в последних уже своих писаниях). Утонувшие и погибшие в Альквалонде тоже должны были сидеть в Мандосе неизвестно сколько, ибо были виновны, сделали много зла и т.д. Так что кого особо возрождать-то, чтобы это было "достаточно обычным делом"?
Так возможно ли предположить, что за редким исключением, не возвращали никого? Спят они там все, в Мандосе (( Хотелось бы узнать ваше мнение...
Мы (в смысле, не только хан) полагаем, что из Мандоса не возвращается практически никто. Потому что хронологически это возвращение обставляется все новыми и новыми условиями и требованиями. Примером, сначала выходят по приговору Намо - потом оказывается, что это решение должны еще одобрить Манвэ и Варда, а еще потом - что и благословить выходящих. Условие утешения и успокоения почти тут же дополняется требованием покаяния и приведения в правильное состояние духа - а это вообще вещь неопределенная, ее не видать и в руки не взять, иди знай, когда она, по мнению того же Намо, наступила. Потом часть решений вовсе перекладывается на Эру (см. ту же расширенную версию беседы - вы, мол, должны ждать, когда это Эру будет угодно).
И главное, внутри канона эльфы относятся к смерти именно как к смерти. Так же, как относимся к смерти мы - как к чему-то необратимому. Если бы смерть была ну так, временно, отсидел и вышел, такого бы не наблюдалось. Ну что для бессмертных эльфов тысяча или даже несколько тысяч лет? Можно и подождать. И во всяком случае, они имели бы постоянное упование, что дорогой им покойник вернется.
Но нет. Достаточно посмотреть на реакцию Феанора на убийство Финвэ. Для Феанора это такая же трагедия, как была бы для смертного человека, который если кого-то теряет, то навсегда. Финвэ ведь бел и пушист перед валар, он же, едва попав в Мандос, должен был выйти обратно. И все его убийство - ну, чуть потяжелее, чем руку или ногу сломать. Да, больно, но в целом не повод для трагедии.
Правоверные тут заводят речь о том, что-де расставание эльфийской души с телом - это такая драма, такая драма, что душа в Мандосе потом должна не меньше, чем три вечности в себя приходить. Но это исключительно правоверное верование, притянутый за уши обоснуй.