Да, так я тоже считаю, что здесь Яхвист-Элохист, компиляция разных мифов из разных источников (да-да, я в курсе, что Профессор этого не писал ив виду не имел, он просто, как обычно, забывал, что сам же написал в предыдущем абзаце, а на неувязки ему было пофиг).
Но ящетаю, что было немножко по-другому, а не так, как Волчик написал.
Версию о злом Мелькоре, ломающем все, что построили добрые валар, Ороме эльфам у Куивиэнен не рассказывал. За ненадобностью. Имея целью переселить этих зверюшек к себе, Оромэ должен был рассказывать, какие хорошие валар и как хорошо за Морем. А про злого Мелькора, который тут, рядом, в темном Средиземье, рассказы были ни к чему: если Мелькор действительно был столь темен и ужасен, и приезжал в образе Черного Всадника, и ловил бедных эльфиков, и переделывал их в ужасных орков и прочее, что написано в каноне - если все это было правдой, то эльфам рассказы о злобности Мелькора были ни к чему, они и так знали, что он зол и ужасен (и, кстати, в таком случае сами бежали бы за Море навстречу свету, добру, правде и безопасности). А если Мелькор ничего такого не делал, то одно из двух: либо эльфы вообще ничего не знали о нем, и рассказы о том, как плохо и ужасно неведомое им существо, не оказывали бы на них никакого воздействия, либо эльфы знали, что Мелькор не такой, и агитатор Оромэ выказал бы себя лжецом, что самым печальным образом сказалось бы на его репутации и агитации.
Когда эльфы переселились в Валинор и начали наставляться в вере добрыми валар, образ злого Мелькора и вообще какого бы то ни было Мелькора тоже был ни к чему. А зачем эльфам было о нем знать? Они жили в Валиноре, в довольстве и безопасности, не имея никаких неприятностей вроде стихийных бедствий, неурожаев и прочей саранчи, и даже Мандос пустовал, а Намо сидел без дела. Для идеологии образ зла был не нужен. Не нужно было объяснять, почему в мире зло - потому что в мире эльфов его не было. Нужен был образ доброго господа и ближайших слуг его - ну вот он и был (валар одни трудились, чтобы создать Арду). И образ темного Средиземья - чтобы эльфы не забывали, как там было плохо и как тут хорошо.
То есть обо всей этой войне "ради спасения эльфов" и что Мелькор тут в Мандосе сидит - эльфы об этом могли вообще никакого понятия не иметь. Их это не касалось от слов вообще и совсем. Но вот когда Мелькора выпустили и оставили в Валиноре, и он начал контактировать с эльфами - вот тут понадобились объяснения, кто же этот внезапный такой. Ну, среди уже известных серафимов господних вдруг появляется еще один серафим - кто таков? откуда взялся? и т.д. Сверху начались разъяснения: ну, это наш заблудший собрат. Он тоже строил Арду, нет, он вообще ее не строил, но потом вот немного заблудился, пришлось принять меры.
И Мелькор еще в официальной идеологии был хороший - потому что ну эльфы все же не дебилы. И кабы им с самого начала рассказывали, что Мелькор плохой и злой, тот же Феанор не имел бы с ним дел.
Образ плохого-злого Мелькора возникает уже после шатания Древ и кражи сильмариллов. Тут внезапно оказывается, что Мелькор с самого начала был гад и ломал все, что создавали валар. Вот и Древа сломал.
Теперь: в это время оставшиеся в Средиземье авари и синдар-нандор живут не у Христа за пазухой, а в реальном, ткскть, мире, где регулярно сталкиваются с разнообразными неприятностями. И формируют свои мифы и легенды, в которых присутствуют сверхъестественные существа, насылающие то засуху, то слишком много дождей, то неурожай на желуди. От Оромэ средиземские эльфы слышали что-то насчет добрых существ за Морем - ну, по аналогии создали в воображении образ злых существ, живущих тут рядом.
А потом явились нолдор со своими мифами и преданиями, перемешавшимися с местными, и возник образ злого-презлого фон Смертьсатаны, который с самого начала был ужасно зол и потом всем мешал.
А еще потом в Нуменоре составители людского свящписа собрали все в кучу и подредактировали, как умели.
Версия нуждается в доработке, ибо вот что Волчик написал:
Эндорская, сложившаяся среди авари на основе какой-то информации от местных майар или даже дальними путями из Утумно, говорила о соперничестве двух проектов: Манвэ и Мелькора.
В этом тоже что-то есть.