Да, так на чем мы (в смысле, хан) остановились в каноне?
Явилась в ночи к Арагорну Эовин, и наблюдаем мы картину "сама не спишь и мне не даешь".
Начало беседы вполне себе объяснимое, нормальное и адекватное. Ну да, беспокоится девица за свово возлюбленного, что может быть естественнее. Зачем, мол, тебе непременно надо на эту ужасную дорогу. Ну Эовин же в самом деле не знает, чо его туда вдруг несет и за каким чертом.
И Арагорн ей на то в ответ:
"Because I must,’ he said. ‘Only so can I see any hope of doing my part in the war against Sauron. I do not choose paths of peril, Éowyn. Were I to go where my heart dwells, far in the North I would now be wandering in the fair valley of Rivendell"
"Потому что я должен, - сказал он. - Только так могу я видеть какую-то надежду на мое участие в войне против Саурона. Я не выбираю путей опасности, Эовин. Иди я туда, где живет мое сердце, далеко на севере бродить бы теперь мне в прекрасной долине Ривенделла".
Ну чо, ну вменяемый же Арагорн!! Ну ёлкины!! Единственное место во всей книге, где Арагорн нормальный!!
Нет, он еще в "Пони" был вполне себе адекватный, но там-то, если по-честному, был еще хоббит Троттер. А здесь уж чистый Арагорн, беспримесный, 146%-ный. Наследник Исилдура, будущий светлый государь и т.д.. Но вот конкретно тут-то он нормальный!! Я аж прям тихо офигеваю. Говорит нормальным языком вменяемые и правильные вещи, все как надо, без напускания излишней таинственности, без каких-то загадочных недомолвок, догадайся, мол, сама. Был бы он всю книгу такой, так цены б ему не было (а так есть).
Еду, мол, потому что надо, а не потому что мне на задницу приключений захотелось или там доказывать собственную крутость. Приходится вот, такие дела, ничего не попишешь. И неформальное такое обращение - Эовин обращается к нему просто по имени, ну и он к ней аналогично. Красота же!
Эовин, помолчав себе и подумав, кладет руку свою на его
("руки" это по-русски одинаковые, а в оригинале "hand" - "ладонь, кисть" и "arm" - собственно рука); читатель, который давно уже догадался, какие такие чувства ее снедают и зачем она сюда явилась (ведь ни за чем иным, чтобы как-то объясниться), так вот, читатель уже ждет каких-то признаний и гадает, в какой форме они будут изложены (а заодно и что в ответ будет делать Арагорн). Отвечая ожиданиям читателя и общей логике эпизода, реплика Эовин начинается:
"You are a stern lord and resolute,’ she said; ‘and thus do men win renown.’ She paused".
"Ты суровый/неумолимый лорд и решительный/непоколебимый, - сказала она, - и так люди достигают известности.
Она помедлила".
(понятно, что где-то "lord" не титул, а просто обращение, как "господин", вот и тут в разговоре так, но по-русски очень уж коряво выглядело бы)Ну? Ну? - восклицает нетерпеливый читатель. - Дальше, дальше-то что будет?
А дальше...
"Lord,’ she said, ‘if you must go, then let me ride in your following. For I am weary of skulking in the hills, and wish to face peril and battle.’
"Лорд, - сказала она, - если ты должен ехать, тогда дай мне ехать в твоих последователях. Ибо я устала от прятания в холмах и желаю смело смотреть в лицо опасности и битве".
("skulking" - это вообще не просто прятаться, а "скрытно перемещаться", "скрывать/ся или скрывать что-то, часто из трусости или страха или с зловещим намерением", а то и вовсе "симулировать", но по-русски я чо-то не подберу вот так с ходу, чтобы в одно слово и кратко)И челюсть читателя меня медленно стремится к полу. WTF?! Что это такое было?! Как все это понимать?! Эовин, чего ты хочешь, дитя?! Зачем ты сюда пришла?! Тебе чего хочется-то? Мужчины или славы?
Если тебе подвигов захотелось, то отчего так внезапно?! Это вот чисто случайно подвернулось, что Арагорн тут мимо проезжал, ибо по дороге случилось. А если бы все шло без эксцессов, и приехала бы вся роханская армия скопом, а потом отправилась бы на подмогу Минас Тириту, то перед кем бы ты свои номера откалывала? От кого бы домогалась тебя на свершение подвигов взять?
А если тебе понравился данный конкретный мужчина (и это в принципе можно понять - вон какому количеству правоверных он нравится), и ты даже успела уже сама себе дать отчет, что он тебе нравится, и даже очень, и это, возможно, прям любовь-любовь, и ты готова действовать - кстати, блин, дитя, когда ты все это успела за пять дней?! У тебя больше не было ни забот, ни хлопот, ни беспокойства о начавшейся войне и отъехавших в битву близких? Ну ладно, допустим, что не было и успела. Но если тебе нравится мужчина, и ты хочешь обратить на себя его внимание (иначе зачем бы ты сюда приперлась), то в твои годы это уже делается немного не так. Вот эти все выкабздоны из серии "я тоже крутая!! я вон чо умею!! прям такая же крутая, как ты!!" и т.д. - такой фигней страдают лет в 14. И то просто на общем фоне переходного возраста, когда свою крутоту пытаются всему свету доказать, а не только представителям противоположного пола. Но тебе вроде как уже 23, и ты давно уже перешла, ну из куда в куда при переходном возрасте переходят. И мужское внимание уже привлекается совсем другими средствами. Нарядись покрасивше, глазки строй, слова умные говори... И пусть Волчик тут носом не крутит. Потому что как в том анекдоте: "вот представьте: приехали вы отдыхать, а тут станки, станки, станки..." Чо перед Арагорном похваляться, мол, я могу мечом махать? Он тоже может. И только что после маханий мечом сюда заявился, и за последние дни этих маханий нагляделся уже вот так. А тут ты ему еще с маханиями... От, блин, то, что сейчас надо, ага! Ты наоборот, мирное-красивое-спокойное устрой, что-нибудь ободряющее скажи, колыбельную вон на ночь спой... Чтобы о тебе приятное впечатление осталось. А демонстрация твоей крутоты (бгг!) сейчас вот нафиг никому не уперлась, тем более усталому с дороги мужику. Шо ж ты в 23 года все еще дура-то такая?!
Я не знаю, что подумал про себя Арагорн, услышав это, но вслух он высказался кратко и разумно:
"Your duty is with your people,’ he answered".
"Твой долг с твоим народом, - ответил он".
Неважно, кто от чего устал, долг есть долг.
Да кабы и не долг - что, Арагорн прям потащил бы ее с собой, что ли? Вот нужна она там, ага. Они какбэ не на прогулку едут, и вот бери с собой зеленого салагу (неважно какого пола). Мало проблем по пути ожидается, так еще чтоб и об этом чайнике голова болела? Потому что даже если Эовин умеет управляться мечом и верхом, но, блин, реального боевого и походного опыта у ней нет по определению. И кому нужен этот головняк с ней?
Не говоря уж о том, что она не просто так бродяжка, а девица из знатной семьи, и даже если вернется живой, объясняйся потом с ее родственниками, с чего и на каких основаниях ты повез ее с собой подвергать ее жизнь опасности (это мы еще ни о чем таком-эдаком не говорим сейчас). А не дай бог с ней что случится, так и вовсе проблем не оберешься с родней. Нафиг-нафиг.
Но Эовин ничего понимать не желает.
"Too often have I heard of duty,’ she cried. ‘But am I not of the House of Eorl, a shieldmaiden and not a dry-nurse? I have waited on faltering feet long enough. Since they falter no longer, it seems, may I not now spend my life as I will?"
"Слишком часто я слышала о долге, - воскликнула она. - Но я не из Дома ли Эорла, щитоносица
[есличо, переведите кто-нить не так коряво, а то вдруг это шибко специальный термин], а не нянька? Я ждала на неуверенных ногах достаточно долго. Коль скоро они больше не спотыкаются, кажется, разве не могу я
["не позволено мне"] теперь проводить свою жизнь, как я желаю?"
("dry-nurse" - это конкретно нянька без обязанностей кормилицы)Как?! Мне, всей из себя такой, - и отказали?!
Знаете, у меня складывается впечатление, что Эовин - это не бедная одинокая никем не понимаемая дева, губящая свою молодость при выжившем из ума дряхлом дяде (как это любят изображать правоверные, как будто она лично за стариком ухаживала и горшки за ним выносила, как будто не было слуг). А совсем наоборот: Эовин с самого детства избалованный ребенок. Все, начиная с дядюшки, которому она годилась во внучки (которых у него не было) жалели бедную сиротку и ни в чем ее не ограничивали. Но время шло, девочка выросла и сделалась взрослой, и внезапно обнаружила, что у взрослых-то есть обязанности. Что взрослые не могут капризничать как малые дети:" это буду, это не буду". И девочке это очень не понравилось. Вот и теперь, столкнувшись с тем, что очередные ее хотелки никто не кидается удовлетворять, Эовин принимается выкомариваться.
Что же Арагорн?
‘Few may do that with honour,’ he answered. ‘But as for you, lady: did you not accept the charge to govern the people until their lord's return? If you had not been chosen, then some marshal or captain would have been set in the same place, and he could not ride away from his charge, were he weary of it or no.’
"Немногие могут делать то с честью, - ответил он. - Но что до тебя, леди: не приняла ли ты обязанности управлять народом до возвращения их лорда? Если бы ты не была выбрана, тогда какой-то маршал или капитан были бы поставлены на то же место, и он не мог бы уйти от своего бремени, устань он от этого или нет".
Заметим во первых строках, что обращение Арагорна к Эовин моментально возвращается в формальные рамки: "леди". Будь у Эовин чуть побольше ума, одного этого ей было бы достаточно, чтобы понять, что ее несет отнюдь не в желаемую сторону. Причем независимо от того, чего она добивается: обратить на себя внимание понравившегося ей мужчины или, сняв трусы, мчаться вместе орков убивать. Но весь ум Эовин, очевидно, закончился где-то в предыдущих строках и, заметим в скобках, больше к ней не вернется. Эовин подавала читателю надежды совершенно ложные. При ближайшем знакомстве она оказалась призовой дурой, просто дурищей! И это единственный более-менее прописанный на тысяче с лишним страниц текста женский персонаж!!
Господи, что случилось с женщинами Средиземья?! Куда они все делись?! Почему в тех же средневековых рыцарских романах женщин (разных!!) хоть отбавляй?! Почему у Ариосто полным-полно и женских персонажей (разных!!) в традиционных ролях, и по его вымышленному миру как ни в чем ни бывало ездят крутые девы-воительницы Брадаманта и Марфиза (тоже разные!! их не спутаешь!! А Марфиза так и вовсе круче тучи!!) и при этом не ведут себя как две неадеквашки?! Почему же в Средиземье женщин ни души, а единственная, которая более-менее имеет какое-то действие, оказывается полнейшей идиоткой?!
Блин, я не правоверная, мне песец как не хватает женских персонажей в каноне!!
Но вернемся к Арагорну. А он продолжает говорить правильные и разумные вещи, притом правильными и разумными словами, указывая на правильные вещи и правильные же понятия: назвалась груздем - полезай в кузов. Ты, блин, приняла на себя обязанности!! Да, на тебя их возложили, но ты имела полное право отказаться!! Но нет, ты не стала этого делать - так изволь нести ответственность за свой выбор. Кто запрещал тебе прям тут же сказать: "нет, я не могу, я не хочу, я не справлюсь, не буду этого делать"? Ты, блин, не на службе в армии, это был не приказ, а только предложение. Ну отказалась бы. И назначили бы другого на твое место. Мужика бы, блин. И он бы руководил всеми этими тыловыми делами, и ему не западло было бы, пока другие (такие же, блин, мужики, как он) воюют, здесь заботиться о пропитании и выживании небоеспособной части населения. И вряд ли бы он орал: "ааа, почему я не могу делать, что я хочу?! почему меня воевать не взяли?!"
Ладно бы еще, если бы ноша оказалась неподъемной, и ты бы не справлялась и просила освободить тебя от нее на этом основании. Но опять нет, недовольство сводится к "я этого не хочу, я того хочу!" Эовин в ее 23 года какой-то избалованный ребенок, которому за все предыдущие годы так и не смогли привить никакого понятия о том, что в мире существует "надо". Что обязанности есть у всех совершеннолетних дееспособных. И Арагорн вот куда-то едет не потому, что ему внезапно так встряло, а потому что ему туда надо.
И обратим внимание на первую фразу: "немногие могут делать то с честью". Ну да, в обществе, где обязанности есть у всех, очень редко получается что-то хорошее из того, когда кто-то на эти обязанности плюет и начинает делать что-то другое.
Но нет, понималка у Эовин работает слабо и с перебоями, а тут и вовсе барахлит страшно.
"Shall I always be chosen?’ she said bitterly. ‘Shall I always be left behind when the Riders depart, to mind the house while they win renown, and find food and beds when they return?
"Я всегда буду выбираема? - сказала она с горечью. - Буду ли я всегда оставляема позади, когда Всадники уходят, чтобы заботиться о доме, пока они завоевывают известность и найдут еду и кровати, когда вернутся?"
Рука продолжает не мочь отлипнуть от чела. Да, блин, тебя выбрали, но и ты выбрала!! Выбрала принять этот выбор, а не отказаться от него. Так какого ты теперь себя жертвой-то выставляешь? И да, блин, твой дядя-король, который уж точно мужского пола и которому уже за 70, во все дни жизни своей занимался именно этим! Заботой о доме! Он не ездил на войну и не совершал подвигов, потому что время было мирное и не было войн. А его отец, который тоже король и тоже мужчина, вообще всю жизнь прожил без войн и подвигов и занимался тем, чем Эовин занимается сейчас. И его отец, и его отец...
Эовин так жалится на долю свою, как будто кругом нее все только и делают, что подвиги совершают, одной ей не дают. Нет, в окружающей ее реальности все ведут обычную мирную жизнь. В т.ч. и мужчины. И подвигов для воспевания не совершают. Максимум могут периодически где-то там на окраинах с орками сцепиться, но это никак на подвиги не тянет. Так чего Эовин не хватает-то?! Что есть у всех, только у нее нет?
Правоверные пытаются нам вкрутить, что это-де вот бунт бедной девы, до невозможности затюканной патриархатом, что вот мужчины в патриархальном обществе выбирают и превозмогают, а бедные женщины вот их обслуживают во все дни жизни своей и ничего другого не видят. Как обычно у правоверных - какой бред!!
Бред прежде всего от полного непонимания условий и условностей сеттинга и попыток натянуть современные реалии на совсем другую жизнь. В той же Европе в Средние Века был патриархат, у женщин, конечно, было меньше прав, чем у мужчин, но и мужчины не могли себе позволить делать все, что душа пожелает. Ну, то есть они, конечно, могли, но последствия были бы столь же печальны, как если бы это стала делать женщина. Вон откройте притчу во языцех "Домострой" - что думаете, там сплошь про то, как жену бить и как мужчинам зашибись живется? Что женщины плохие, а мужчины хорошие? Нет, блин, там подробно расписаны обязанности. Что должен делать муж, что должна делать жена... И если кто-то воображает, что вот в патриархальные времена мужчины знай себе пировали, развлекались и били друг другу морды и вообще делали что хотели, а бедные женщины только и знали, что их обслуживали, то хрена соленого! У мужчин точно так же были дела, день мужчины точно так же был расписан, как и женский, и времени на пиры и плевание в потолок (и прочие занятия чем хочу) у мужчины было не больше, чем у женщины. Даже в семьях знати - "Домострой", кстати, писан для них, а не для крестьян. Потому что просто для элементарного выживания это было необходимо. Чтобы по миру не пойти. Даже знати. "Как хочу, так и живу" сделалось более-менее распространенным уделом цивилизованной части человечества только вот в самой новейшей истории. Во все остальное время что женщины, что мужчины занимались не тем, что им в голову взбредет, а тем, что надо. И даже ах! женщин выдавали замуж, их не спрашивая, ужас-ужас! - блин, мужчины женились точно так же!! Точно на тех же основаниях! Никто не спрашивал их, хотят ли они жениться и если да, то на ком.
Короче говоря, вред патриархата не в том, что женщинам очерчивался определенный круг обязанностей (мужчинам он очерчивался точно так же), а в том, что отдельными личностями или массово забывалось о том, что одно без другого не бывает. Что женские обязанности важны точно так же, как и мужские.
И при этом ужасном патриархате Эовин не в светлицу запирают крестиком вышивать!! Ее назначают на место короля. В его отсутствие ей поручают Рохан. Ах, мол, "я была выбрана"!! Да итить, выбрали-то тебя!! Не мужика какого-нибудь высокопоставленного!! При всем ужасном патриархате глас народный при выборе предводителя указует на женщину!!
И сокрушения Эовин о том, что ах! она вынуждена заниматься тем, о чем песен не сложат, тоже не канают. Даже в патриархальном обществе женские обязанности таки восхваляют. За примерами далеко ходить не надо. Вот иудеи - никто не будет спорить с тем, что в иудаизме, как и в прочих религиях женщины в общем второй сорт людей. И правоверный иудей каждое утро благодарит бога за то, что тот не создал его женщиной. Однако же тот же правоверный иудей обязан перед наступлением шаббата читать своей жене (ну или петь) "Эшет хаиль", "Благодетельная жена". Это из библейских притч Соломоновых, гл.31, ст. 10-31:
Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов;
уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка;
она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей.
Добывает шерсть и лен, и с охотою работает своими руками.
Она, как купеческие корабли, издалека добывает хлеб свой.
Она встает еще ночью и раздает пищу в доме своем и урочное служанкам своим.
Задумает она о поле, и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноградник.
Препоясывает силою чресла свои и укрепляет мышцы свои.
Она чувствует, что занятие ее хорошо, и - светильник ее не гаснет и ночью.
Протягивает руки свои к прялке, и персты ее берутся за веретено.
Длань свою она открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся.
Не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья ее одета в двойные одежды.
Она делает себе ковры; виссон и пурпур - одежда ее.
Муж ее известен у ворот, когда сидит со старейшинами земли.
Она делает покрывала и продает, и поясы доставляет купцам Финикийским.
Крепость и красота - одежда ее, и весело смотрит она на будущее.
Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее.
Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности.
Встают дети и ублажают ее, - муж, и хвалит ее:
"много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их".
Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы.
Дайте ей от плода рук ее, и да прославят ее у ворот дела ее!
В музыкальном виде я уже притаскивала вариант, так еще раз притащу.
Тут он в сокращенном виде, полный вариант занимает минуты три с копейками ибо:
[embed src=\\\'
\\' type=\\\'application/x-shockwave-flash\\\' wmode=\\\'transparent\\\' allowfullscreen=\\\'true\\\' allowscriptaccess=\\\'always\\\' flashvars=\\\'fs=1&rel=0\\\' width=\\\'480\\\' height=\\\'360\\\'][/embed]
Так что песни вполне себе слагали...
Продолжение следует.