Однако если просуммировать эти первоначальные наметки, получается интересно. Ниенна Ужасающая, владычица печали, холода и смерти является супругой Намо. А ведь супруг (или слуга, есть варианты и такие) Мораны - Кощей. Существо, целью существования которого является сажание всех в тюрьму без срока. Точнее, на срок до отрубания головы самого Кощея.
Ну, положим, Профессор вряд ли это знал и вряд ли вообще имел представление о каком-то Кощее. Профессор был филолог, а не исследователь мифов и фольклора.
Далее из Лостов:
"Behind him there came Tulkas Poldórëa rejoicing in his strength, and those brethren the Fánturi, Fantur of Dreams who is Lórien Olofántur, and Fantur of Death who is Vefántur Mandos, and those twain also who are named Tári for they are ladies of great worship, queens of the Valar".
"Позади него [Оссэ] следовали Тулкас Полдорэа, радуясь своей силе, и те братья Фантури, Фантур Снов, который есть Лориэн Олофантур, и Фантур Смерти, который есть Вефантур Мандос, и та чета, кто также именуется Тари, ибо они леди великого поклонения, королевы Валар" (Ниенна и Вана).
Тут пара Сон-Смерть выглядит гораздо более логичной, чем итоговая пара Целитель-Смерть (то есть итоговая тоже логична, но в гораздо более вульгарном смысле).
Еще о Ниенне:
"To Vê Fui came not much, for she laboured rather at the distilling of salt humours whereof are tears, and black clouds she wove and floated up that they were caught in the winds and went about the world, and their lightless webs settled ever and anon upon those that dwelt therein. Now these tissues were despairs and hopeless mourning, sorrows and blind grief. The hall that she loved best was one yet wider and more dark than Vê, and she too named it with her own name, calling it Fui. Therein before her black chair burnt a brazier with a single flickering coal, and the roof was of bats' wings, and the pillars that upheld it and the walls about were made of basalt. Thither came the sons of Men to hear their doom, and thither are they brought by all the multitude of ills that Mel-ko's evil music set within the world. Slaughters and fires, hungers and mishaps, diseases and blows dealt in the dark, cruelty and bitter cold and anguish and their own folly bring them here; and Fui reads their hearts. Some then she keeps in Mandos beneath the mountains and some she drives forth beyond the hills and Melko seizes them and bears them to Angamandi, or the Hells of Iron, where they have evil days. Some too, and these are the many, she sends aboard the black ship Mornië, who lieth ever and anon in a dark harbour of the North awaiting those times when the sad pomp winds to the beach down slow rugged paths from Mandos.
Then, when she is laden, of her own accord she spreads her sable sails and before a slow wind coasts down those shores. Then do all aboard as they come South cast looks of utter longing and regret to that low place amid the hills where Valinor may just be glimpsed upon the far off plain"
"В Ве [так назывался собственно Мандос] Фуи приходила не много, ибо она трудилась скорее над перегонкой соленых влаг, от которых слезы, и черные тучи она сплела и пустила плыть ввысь, чтобы они были пойманы ветрами и ходили вокруг мира, и их бессветные тенета оседали то и дело на тех, которые жили в нем. Теперь эти ткани были отчаяния и безнадежная скорбь, печали и слепое горе. Чертог, который она любила больше всего, был некий еще шире и более темный, чем Ве, и она тоже именовала его своим собственным именем, называя его Фуи. В нем перед ее черным креслом горела жаровня с единственным мерцающим углем, и крыша была из крыльев летучих мышей, и колонны, которые поддерживали ее, и стены вокруг были сделаны из базальта. Туда приходили сыновья людей, чтобы слышать свою участь, и туда они приносились всем множеством бед, которые злая музыка Мелько установила внутри мира. Резни и пожары, голоды и несчастья, болезни и удары, нанесенные в темноте, жестокость и горький холод и страдания, и их собственная глупость приводит их сюда; и Фуи читает их сердца. Некоторых затем она держит в Мандосе под горами, а некоторых она выгоняет за пределы холмов, и Мелко хватает их и несет их в Ангаманди или в Железные Преисподние, где у них злые дни. Некоторых также, и их много, она отправляет на борт черного корабля Морниэ, который находится то и дело в темной гавани Севера, ожидая те времена, когда печальная процессия повьется вниз к побережью медленными заскорузлыми путями из Мандоса.
Затем, когда он нагружен, по своему собственному желанию он разворачивает свои черные ["sable" - черный в геральдическом смысле] паруса и до того, как медленный ветер спускается по этим берегам. Затем все на борту, по мере того, как они движутся на юг, бросают взгляды крайней тоски и сожаления на то низкое место среди холмов, где Валинор может быть мельком видим на далекой равнине".
Все-таки Хель. Согласитесь, итоговая жалкая и никчемная слезливая Ниенна вот с этой и рядом не валялась. Вообще все это воинство небесное в Лостах описано в разы и разы более ярко и логично. Ну, языческие боги, как и положено эпосу, который Профессор так хотел создать. Но потом Профессор добавлял и добавлял христианских мотивов, делая и делая валар все более благостными ангелами господними (блин, в точности как канонный Саруман, который думал, что перестраивает Изенгард по собственным идеям, а на самом деле строил только жалкое подобие Барад-Дура) и отдавая все неприятное Темной стороне. Так-то ну были в пантеоне бог и богиня смерти со всем подобающими атрибутами и функциями, но нет! смерть - это некузяво и не благостно! Поэтому отдадим бяки Мелькору, а Ниенна становится никчемной плакальщицей, которой хочется уже отвесить несколько крепких пинков - не со зла, а просто для того, чтобы у нее наконец-то появился повод лить слезы, и ей не надо было его выдумывать.
Но, кстати, хоть Лосты и полны невпихуемых в дальнейший канон нелепиц, описания валар оттуда можно смело считать, трактуя последующие изменения позднейшей благостной редактурой внутри сюжета.