Судить можно за преступления, существующие в уголовном и административном Кодексах.
Ну так а что, уголовный и административный кодексы всякий раз лично господь бог с неба присылал? Их устанавливали люди, как считали нужным. Ну вот установили, что за это и за это на костер. Вы хотите сказать, что жгли беззаконно, что ли? Нет, все по закону было.
А вот судить человека за то, что он неправильно верит в Бога (или вообще не верит) - нельзя.
А почему нельзя-то?! Нельзя человеку под водой дышать или по воздуху летать, как птица - вот этого действительно нельзя. А как и за что судить, никаких ограничений в конструкции не заложено.
И далее: а если этот неправильно верящий или не в того верящий, или вовсе не верящий свои убеждения распространяет? Да более того, он одним своим существованием, неисполнением предписанных обрядов или неправильным их исполнением уже свои вредные и для души пагубные убеждения распространяет. А речется в Писании, в 13-й главе Второзакония:
1 Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо,
2 и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: "пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им",-
3 то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ибо чрез сие искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей;
4 Господу, Богу вашему, последуйте и Его бойтесь, заповеди Его соблюдайте и гласа Его слушайте, и Ему служите, и к Нему прилепляйтесь;
5 а пророка того или сновидца того должно предать смерти за то, что он уговаривал вас отступить от Господа, Бога вашего, выведшего вас из земли Египетской и избавившего тебя из дома рабства, желая совратить тебя с пути, по которому заповедал тебе идти Господь, Бог твой; и так истреби зло из среды себя.
6 Если будет уговаривать тебя тайно брат твой, [сын отца твоего или] сын матери твоей, или сын твой, или дочь твоя, или жена на лоне твоем, или друг твой, который для тебя, как душа твоя, говоря: "пойдем и будем служить богам иным, которых не знал ты и отцы твои",
7 богам тех народов, которые вокруг тебя, близких к тебе или отдаленных от тебя, от одного края земли до другого,-
8 то не соглашайся с ним и не слушай его; и да не пощадит его глаз твой, не жалей его и не прикрывай его,
9 но убей его; твоя рука прежде всех должна быть на нем, чтоб убить его, а потом руки всего народа;
10 побей его камнями до смерти, ибо он покушался отвратить тебя от Господа, Бога твоего, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства;
11 весь Израиль услышит сие и убоится, и не станут впредь делать среди тебя такого зла.
12 Если услышишь о каком-либо из городов твоих, которые Господь, Бог твой, дает тебе для жительства,
13 что появились в нем нечестивые люди из среды тебя и соблазнили жителей города их, говоря: "пойдем и будем служить богам иным, которых вы не знали",-
14 то ты разыщи, исследуй и хорошо расспроси; и если это точная правда, что случилась мерзость сия среди тебя,
15 порази жителей того города острием меча, предай заклятию его и все, что в нем, и скот его порази острием меча;
16 всю же добычу его собери на средину площади его и сожги огнем город и всю добычу его во всесожжение Господу, Богу твоему, и да будет он вечно в развалинах, не должно никогда вновь созидать его;
17 ничто из заклятого да не прилипнет к руке твоей, дабы укротил Господь ярость гнева Своего, и дал тебе милость и помиловал тебя, и размножил тебя, [как Он говорил тебе,] как клялся отцам твоим,
18 если будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, соблюдая все заповеди Его, которые ныне заповедую тебе, делая [доброе и] угодное пред очами Господа, Бога твоего.
И уж тут не увернешься, что это, мол, надо не так понимать, а вот так понимать. Тут все прямыми и ясными словами написано. И ссылаться на то, что это-де у иудеев было принято, а вот Христос пришел и отменил, тоже не выйдет: христиане Ветхий Завет таким же богодухновенным признают, и что-то не слышала я, чтобы они эту главу официально признали мансухом.
Проблема в том, что христиане бывают очень разные. И они тоже являются частью своей эпохи. В достаточно жестокую эпоху Средневековья, "добрые" христиане могли быть жестокими, и искренне не понимать этого. И считать, что преследуя еретиков, они совершают "богоугодное" дело. Опять-таки сожжение еретиков считалось же "милосердным" - смерть без пролития крови.
НУ ОК, христиане - это такие же люди своих эпох, как и все остальные. Но Вы думаете, что вывернулись? Да черта с два. Христиане (как, естественно, и все прочие верующие) провозглашают свое вероучение вечным и на все времена, и на все случаи жизни. Вот как господь заключил новый завет - другого не будет. Это уж один до конца света. И если при этом христиане люди своих эпох, такие же, как иноверцы-нехристи - то чем же учение ваше лучше прочих?! Если вы хромаете на ту же ногу, что и весь мир вокруг вас, - чему же учение ваше вас учит?!
Также проблемой было то, что Евангелие существовало на латыни, и прочитать его могли далеко не все. А большинство людей вообще были неграмотными, и не знали что там написано.
Ну и что? А что, к сожжению приговаривали неграмотные? Евангелия не читавшие?
Но были и умные, высокообразованные люди. Венгерский король Кальман Книжник (прозвище-то какое, Дэнетору и Фарамиру бы подошло), например принял закон "О ведьмах, каковых на самом деле не существует, не должно быть никаких судебных расследований".
Да подобные постановления еще Карл Великий постановлял. Ну и что? На общее положение дел это как влияло? Ответ: никак.
Еретиков сжигали люди считавшие себя христианами. Но это были или малограмотные, или лицемерные люди, преследовавшие свои цели.
Что значит "считавшие себя христианами"? А на самом деле они таки ими не были? Варианты ответа: "да, не были" и "нет, были". Уход от ответа автоматически засчитывается как второй вариант ответа.
Или странные фанатики, вроде ПРОфессора.
Тот же вопрос: а что, Профессор был не христианин?
Который живя в 20 веке, имел инквизиторские замашки.
А вот эту прелесть я вынесу отдельной строкой. Вы понимаете, что Вы написали? Вы ставите в упрек не наличие таких замашек, а только несвоевременность их. Не "инквизиторские замашки - это плохо", а "инквизиторские замашки в 20-м веке - это плохо". В 20-м веке плохо, а так, если раньше, то ничо, нормально.