Ах, ну да, ну да. Он жЫж на войне побывал, и она на него произвела такое ужасное впечатление, от которого он никак не мог избавиться, и поэтому он все ужасы войны описывал очень сглажено, да-да, я помню эти правоверные объяснения.
Интеллигентно-бабские отмазки.
Сперва - а что такое "ужасы войны"?
Вот показывают какой-нибудь новодельный знаковый и эпохальный фильм о войне. Кровь льется как вода из сломанного крана. Все орут и корчатся. кишки вылезают.Все ужасы войны налицо.
Смотришь фильм какого-нибудь 1949 или 1952 года фильм - ничего подобного. а ведь снят людьми недавно воевавшими. И для людей, тоже недавно воевавших и все повидавших.
И скажу, что те фильмы не только по сюжету, технике, форме и прочему антуражу реалистичнее. Но и по смыслу.
Дело в том, что человек видит то, что ему в данный момент важно. Скажем, кто ищет грибы, может не заметить особо крсивые осенние листья на кустике справа. Может даже коряжку под ногами не заметить и споткнуться. Потому что ему нужны грибы, а не листья и палки.
В бою зыркать по сторонам некогда. Там вообще видят то, что помогает врага убить, а самому уцелеть. Ведь человек - не видеокамера, которой без разницы, разобьют ее или нет. Кроме того, в 20 веке все носят глухую одежду, и ран под ней не видно, кровь тоже в ткань впитывается - откуда возьмутся фонтаны?
А на ор тратится энергия, которую полезнее для собственной безопасности пустить в бег или ползание, или кувырки. Да и вообще в реале много не поорешь: воздух кончится и глотка заболит.
Воевавшим реально не требовались дешевые ужасы.
Но вот читаю воспоминания одного офицера. Он в 1941 еще рядовым попал в плен. Бежал вдвоем с другим бойцом. Тот был ранен, скоро ослабел так, что идти не мог. Они нашли укрытие в лесу. А ночью раненый умер. И этот боец сутки не решался отойти от мертвого товарища - икак не хотел оставлять, хотя видел, что тот давно мертв. И еще, было ему страшно оставаться одному на захваченной территории.
Но такое надо уметь понять.
И на самом деле воевавшие храбро и успешно не изображают в своих рассказах вот такого залихватски-наглого поведения. Причем состоящего из скачков от панического страха к наглости и опять к страху.
Не хотелось изображать ужасы? Так зачем изображать пиршество мародеров среди трупов?