А насчет того, мог ли финрод отказаться добывать сильмарилл для калыма Берену, мы уже говорили.
Тут тоже "метатекст и подтекстом". А точнее - мифологема "опрометчивой клятвы".
Сказочный или эпический герой дает кому-то клятву. а потом оказывается, что поклялся он злому колдуну, врагу или, как в нашем случае, шкурнику. Клятва приводит ко многим несчастьям. Но отказываться от любой клятвы недопустимо. Как в мультфильме царь Берендей говорит: "На чем мир стоит? Честью и правдою только и держится!".
Датская королева попадает в шторм, наведенный "мерзким вороном ночным". И чтоб остановить бурю, это существо требует с королевы "отдать то, что под поясом носит она". королева бросает в море связку ключей. А когда возвращается домой, понимает, что давно беременна. И то существо приходит требовать ее сына.
Царь обещает водяному "то, чего дома не знает". Приезжает - и видит на руках у служанки своего новорожденного сына.
"Судья" (старейшина) Иеффай в Библии обещает в жертву Яхве "того, кто первым выйдет из дома навстречу". Это оказывается его дочь.
Ну а главное: почему беренолюбки старательно обходят вниманием канонные слова финрода, что он "пойман в ловушку"?
Поймал его Берен шантажом! А вовсе не рвался Финрод убиться во славу "великой любви"!