Следующий фрагмент канона столь прекрасен, что заслуживает пофразного рассмотрения.
"And Morgoth sent out his spies, and they were clad in false forms and deceit was in their speech; they made lying promises of reward, and with cunning words sought to arouse fear and jealousy among the peoples, accusing their kings and chieftains of greed, and of treachery one to another".
"И Моргот высылал своих шпионов, и они были одеты в ложные формы, и обман был в их речи; они делали лживые обещания вознаграждения и искусными словами искали возбудить страх и зависть среди народов, обвиняя их королей и предводителей в жадности и предательстве друг друга".
А-а-а-пять субботник! То есть шпионы. Ну просто на каждый лье по сто шпионов Ришелье. Они ложно обещали вознаграждение - за что? За какие дела? И от чьего имени они его обещали? Кто должен был это вознаграждение выдать? Моргот? И эти шпионы не понимали, что такими предложениями тут же себя раскрывают? Или окружающие их эльфы и люди были настолько тупы, что не понимали этого же?
Какой страх и какую зависть можно было возбудить обвинениями властей в жадности, мне чо-то тоже нифига не понятно. Страх и зависть, что соседи больше захапают? Но вроде нечего хапать, все разбиты, терпят поражение и отступают. Что они несут, эти шпионы?
И как вообще все это выглядело? Вот заявляется некто (кстати, куда и к кому?) и, даже не представившись, начинает вещать?
А главное, откуда вообще известно, что Моргот шпионов засылает? Что сейчас, что раньше - откуда? У них, что ли, в карманах шпионское удостоверение лежало или парашюты за ними волочились?
"And because of the curse of the Kinslaying at Alqualondë these lies were often believed; and indeed as the time darkened they had a measure of truth, for the hearts and minds of the Elves of Beleriand became clouded with despair and fear".
"И из-за проклятия Убийства Родичей в Альквалондэ этим лжам часто верили; и в самом деле по мере того, как времена затемнялись, они [лжи] имели долю правды, ибо сердца и умы эльфов Белерианда делались затуманены отчаянием и страхом".
Чему верили-то? Что получат награду за... не знаю, за что? Или что короли и предводители жадничают... не делясь чем? забирая что? в чем жадность-то их проявлялась?
Ах, да, вон же еще одно из любимейших Профессорских слов - "предательство". А кто, кто кого предает-то, хотя бы теоретически? Пришел вот некто к Фингону или Финроду и говорит: Феаноринги тебя предают, делают... а что делают-то? С Морготом братаются? Или что?
Или приходит некто к Феанорингам и говорит: Фингон/Финрод тебя предает, делает... а что делает-то? Сепаратный мир заключает? Или что? Но даже если бы и заключал - Феаноринги на Западный Белерианд не рассчитывают.
Но лжи эти имели долю правды - боже! неужели кто-то таки получил немножко награды непонятно за что? И как об этом стало известно?
"But ever the Noldor feared most the treachery of those of their own kin, who had been thralls in Angband; for Morgoth used some of these for his evil purposes, and feigning to give them liberty sent them abroad, but their wills were chained to his, and they strayed only to come back to him again. Therefore if any of his captives escaped in truth, and returned to their own people, they had little welcome, and wandered alone outlawed and desperate".
"Но всегда нолдор боялись больше всего предательства тех из своих собственных родичей, кто бывал рабами в Ангбанде; ибо Моргот использовал некоторых из них для своих злых целей и, обманно давая им свободу, отсылал их за [свои] границы, но их воли были прикованы к его, и они блуждали только чтобы вернуться к нему снова. Поэтому если какие-либо из его пленников убегали взаправду и возвращались к своему собственному народу, они имели мало гостеприимства и скитались в одиночестве, вне закона и отчаявшимися".
Нипонил. Дважды нипонил.
Во-первых, Профессор сам не знай сколько раз распинался, что эльфы с Морготом никада! вот один только Маэглин, да и то после ужасных мучений и обещаний Идриль, а остальные никада! никада! (видимо, Идриль их просто не прельщала). А тут внезапно эльфы очень даже када. Впрочем, даже когда они очень даже када, они все равно никада.
"The Quendi never “fell” as a race – not in the sense in which they and Men themselves believed that the Second Children had “fallen”. Being “tainted” with the Marring (which affected all the “flesh of Arda” from which their hröar were derived and were nourished), and having also come under the Shadow of Melkor before their Finding and rescue, they could individually do wrong. But they never (not even the wrong-doers) rejected Eru, nor worshipped either Melkor or Sauron as a god – neither individually or as a whole people. Their lives, therefore, came under no general curse or diminishment; and their primeval and natural life-span, as a race, by “doom” co-extensive with the remainder of the Life of Arda, remained unchanged in all their varieties.
Of course the Quendi could be terrorized and daunted. In the remote past before the Finding, or in the Dark Years of the Avari after the departure of the Eldar, or in the histories of the Silmarillion, they could be deceived; and they could be captured and tormented and enslaved. Then under force and fear they might do the will of Melkor or Sauron, and even commit grave wrongs. But they did so as slaves who nonetheless in heart knew and never rejected the truth. (There is no record of any Elf ever doing more than carrying out Melkor’s orders under fear or compulsion. None ever called him Master, or Lord, or did any evil act uncommanded to obtain his favour.) Thus, though the carrying out of evil commands, quite apart from the sufferings of slavery and torment, clearly exhausted the “youth” and life-vigour of those unfortunate Elves who came under the power of the Shadow, this evil and diminishment was not heritable".
"Квенди никогда не "падали" как раса — не в смысле, в каком они и сами люди верили, что Вторые Дети "пали". Будучи "запятнанными" Искажением (которое затронуло всю "плоть Арды", из которой их хроар были производимы и питаемы), а также попав под Тень Мелькора прежде своего Обнаружения и спасения, они могли индивидуально поступать неправильно. Но они никогда (даже делающие зло) не отвергали Эру, не поклонялись ни Мелькору, ни Саурону как богу — ни индивидуально, ни как народ в целом. Их жизни поэтому не попали под общее проклятие или уменьшение; и их первозданная и естественная продолжительность жизни как расы, "судьбой/роком" совпадающей с остатком Жизни Арды, осталась неизменной во всех их разновидностях.
Конечно, квенди могли быть терроризированы и запуганы. В далеком прошлом прежде Обнаружения, или в Темные Годы авари после ухода эльдар, или в историях Сильмариллиона они могли быть обмануты; и они могли быть взяты в плен, мучимы и порабощены. Тогда под [действием] силы и страха они могли исполнять волю Мелькора или Саурона и даже совершать серьезные преступления. Но они делали это как рабы, которые. тем не менее, в сердце знали и никогда не отвергали истину. (Нет никаких записей о каком-либо эльфе, когда-либо делавшем что-то большее, чем выполнение приказов Мелькора под страхом или принуждением. Никто никогда не называл его Хозяином или Повелителем, или делал какое-либо злое действие без приказа, чтобы получить его милость.) Таким образом, хотя исполнения злых приказов, совершенно не считая страданий рабства и мучений, явно истощали "молодость" и жизненные силы тех несчастных эльфов, которые попали под власть Тени, это зло и умаление было не наследуемым".
Ой, какая красота получается! Впрочем, обычная высокая Профессорская мораль: если отвергаешь Эру - всё, ты падший, гад и сволочь (то есть даже не гад и сволочь, а таких слов вообще не существует), даже если не причинил никому никакого реального вреда и вообще переводишь старушек через дорогу и спасаешь котят. Но зато ты можешь совершать любые мерзости, если в глубине души, где-то очень глубоко, так глубоко, что и не видно, ты держишь фигу в кармане и признаешь, что бог таки Эру. И "я только выполнял приказы" тебя очень извиняет, что бы ты ни творил.
Коллективная ответственность тоже умиляет. И все это суть высокая мораль и нравственность глубоко верующего человека, исповедующего религию, несущую
заткнитесь, поручик исключительно добро и свет.
А кто скажет, что это скопище мерзости, - тот ни черта не понимает в прекрасном мире Средиземья и его великом создателе, и вообще тот есть та самая муха, которая говорит, что кругом навоз-навоз, в то время как возвышенная правоверная пчела жужжит умиленно: кругом цветы-цветы. Ну, как говорится, кому и кобыла невеста, и что такой-сякой бездуховной мне навоз, то возвышенным правоверным цветы.
Однако же вернемся к нашим баранам.
Второе "нипонил": а Морготу это вообще зачем? Ну вот эти несчастные, волями к нему прикованные - ну вот ушли они, побродили и вернулись обратно, а Морготу с того какой навар?
И опять-таки, а как обо всем этом узнали? Открыли Сильм и прочли? Или интервью с Морготом в газете печатали? Откуда все это стало известно?
Еще далее: опять одно из любимейших Профессорских слов, причем оно как "контрреволюция" - совершенно непонятно, что за ним скрывается. Нолдор, мол, боялись предательства тех, кто побывал в Ангбанде - а чем конкретно те их могли предавать? Ну вот вернулся из плена пахарь або сапожник - и? И что он сделает? Кого предаст, как предаст?
Последняя фраза просто вишенка на торте: то есть если кому удавалось вернуться из плена - их объявляли вне закона. Нолдор, между прочим, объявляли, не какой-нибудь Тингол. Вот так вот убежал-спасся, пришел домой - а тебе там: а не есть ли ты тайный засланный шведский воинский человек? Так что на всякий случай ты вне закона и давай двигай отсюда, пока тебя кто-нибудь не пришил. "Честные-то слуги престолу моему в плен добром не сдаются..." (с).
Кстати, любопытно, а как на Темной стороне относились к побывавшим в плену у Светлых? Правда, измерить температуру забортной воды не представляется возможным за неимением таковой. Что-то не слыхать, чтобы из Светлого плена не то что сбегали, но даже и попадали туда.