А тут другой зато аспект.
Посторонняя девка не пришла, ее хозяин запер и не выпускает. Так-то, если строго в рамках канона держаться. Это противоправные действия, наказуемые и сейчас, и тогда. Так хозяин еще и Хуана к этим противоправным действиям приплетает, заставляя девицу охранять (а отмазка "я только выполнял приказ" - ну, Эйхман тоже на это ссылался). Но Хуан не может пойти и увещевать хозяина, мол, хозяин, ты какую-то фигню вообще-то творишь. Хуан собака, он говорить не умеет потому что. Ну, пресек противоправное дело, как мог, выпустил девицу на свободу.
Значится, тут так. Либо Хуан - собака с собачьими мозгами, тогда он обязан служить Келегорму, не вдаваясь в подробности деяний последнего. Хозяин для собаки прав всегда! Не её собачье дело, чем хозяин занимается. И спрос с неё, как с собаки.
А если он типа разумное существо, то, хоть дара речи лишён, но за столько лет какой-то способ общения у них должен выработаться. И выказать недовольство: "Келегорм, что ты творишь!" - в этом случае Хуан мог вполне. Но если бы Келегорм не внял, то у Хуана два выхода: либо ввыпустить Лютиэн и остаться, и ответить за свой поступок. Либо уйти, но тогда уж не возвращаться - ушёл так ушёл.
А тут получается: сперва он такой принципиальный, "я не останусь с этим преступником!", а потом, когда выяснилось, что без него большеики обойдутся, то и Келегорм вроде опять хорош стал.
А примеряя ситуацию на себя: если мой друг вдруг станет совершать противоправное деяние и на мои уговоры не поддастся, а я вмешиваться в это дело не хочу, я другу помогать не стану, но и друга не брошу, а тем более - не променяю на его противника. В ситуации с Хуаном: сторожить Лютиэн отказался, выразил своё неприятие этого дела, но и помогать ей не стал.
"Келегорм, ты мне друг, но здесь я тебе не помощник. Я тебя не брошу, но с этим делом разбирайся сам, без меня".