Продолжаем о черновиках.
Профессор замыслил энта по имени Древень еще черт знает когда. В смысле, вообще это существо. То этот Древень был злой, то не очень, то даже вот и Гэндальф не у Сарумана в Ортханке сидел, а у Древня в клетке из древесных корней. И вот и здесь Профессор продолжает искать, куда бы его впихнуть.
Потом Профессор еще переписал текст, и следующий приведенный Кристофером фрагмент начинается с отправки всех на отдых после приема. Галадриэль там еще Галдриэн, Халдир - Хаталдир, а Арагорн - Эльфийский Камень (Elfstone).
Отдыхают все, в общем, с эльфами мало общаются, т.к. языка не знают ни те, ни эти, Леголас ведь день пропадает у эльфов (ночует дома! В шатре, то есть). Отдельное добавление: только Фродо и Эльфийский Камень много ходят среди эльфов и наблюдают их за работой: витьем веревок из волокон маллорновой коры, выделкой стрел, вышиванием и плотничаньем. Грустят о Гэндальфе, временами слышат эльфийское пение про него. Здесь впервые появляется имя Митрандир. Леголас не переводит им эти песни, говорят, что это сверх его умения. В итоге, как мы знаем, Профессор не смог удержаться от того, чтобы не загрузить нас очередным километровым стихом. Но нам еще повезло, потому что он еще и песню для Фродо планировал. Так что уберег нас господь и тут.
Отдельно шатающийся Фродо встречает Галдриэн вечером на третий день, по знаку ея идет за ней к той локации, где у нее все это обустроено. Галдриэн организует Зеркало и говорит Фроде в туда смотреть.
Видения примерно такие же, как в ВК, только последнее видение не Око Саурона, а Фродо видит маленькую бегущую фигурку ("он знал, что это был он сам, и позади него [?наклонившись к земле] шла другая черная фигура с длинными руками, двигаясь быстро, как охотящаяся собака". Фродо испугался и дальше смотреть не захотел.
Мадам говорит ему не судить эти видения, "пока они не окажут себя истинными или ложными", и сразу переходит к тираде о том, что не пением и луками Лориэн обороняется, но борениями ея с Сауроном на воздусях. Демонстрация кольца у нее на пальце, ее признание, что она хранит одно из Трех Колец. "Ибо если ты ошибешься, мы будем разоблачены перед Врагом. Но если ты преуспеешь, то наша власть/сила уменьшится, и медленно Лотлориэн будет исчезать".
Фродо спрашивает ее, чего бы она хотела.
Ответ Галдриэн:
"То, что должно быть, будет. И что ты должен делать со всей своей силой - твоя задача. Ибо за судьбу Лотлориэна ты не ответствен, но только за делание своей собственной задачи".
Ничего конкретного не говорит, короче.
Здесь повествование заканчивается.
Потом Профессор решил добавить в эпизод Сэма и написал "поместить Сэмово видение Шира прежде сцены с кольцом". Ну и поместил. Видение практически такое же, как и в ВК.
Профессор постановил, что глава должна заканчиваться на словах Галдриэн к Фроде, а следующая глава начинаться с ухода из Лотлориэна в день Нового Года. Потому что сначала Профессор отправлял Отряд из Ривенделла на месяц раньше, в конце ноября, ну и тут они торчали только две недели, вот и вышло, что все Новый Год отмечали, а эти бедолаги по Андуину плыли. Перенос выхода из Ривенделла на конец декабря был уже... дай бог памяти... уже когда Гхан-бури-Гхан появился на горизонте, в середине третьей части.
Профессор на этом не успокоился и продолжил переписывать и добавлять.
Добавлено видение Ока Саурона.
"Фродо предлагает Галадриэль кольцо. Та смеется. Говорит, что он отомстил ей за ее искушение. Сознается, что эта мысль случалась у нее. Но она только сохранит незапятнанное Кольцо. Слишком много зла лежит в Правящем Кольце. Не разрешено использовать что-либо, что сделал Саурон".
В этом фрагменте у Профессора окончательно оформилась мысль о том, что Три Кольцо не были сделаны Сауроном.
А дальше Профессор взял другой лист, отдельный, и начал думать письменно на нем, и понесло его по кочкам, по кочкам, по маленьким кусточкам.
Сначала пришло ему в голову, что Кольца вообще были сделаны еще хрен знает когда, еще в Валиноре. И что сделал Три Кольца и вовсе Феанор. Без дурных, конечно, намерений, но Моргот их у него спер и в Средиземье притащил.
Тут меня начал разбирать какой-то нервенный хохот: блин, ну я нимагу!! Ну всё Феанор сделал, наверное, и говорить научил, и ложку в рот нести. И, блин, опять Моргот спер! Ну ты ж блин, не Феанор, а главный терпила Арды. Что ни сделает - все Моргот стырит! Набижал, понимаешь, на Форменос и обчистил сверху донизу, и сильмариллы взял, и колечки, и овечек, и серебряные ложечки, и заначку под матрасом. А была бы Нерданель там - Моргот еще и жену бы у Феанора свистнул. Не за чем-нибудь плохим, а просто потому что так издревле полагается, и скот угонять, и жен красть. Никому сюжет не надобен, про Нерданель в Ангбанде? Прям былина бы получилась!!
Потом Профессор это оставил и решил, что в те же Древние Дни Кольца сделал Саурон, еще до того, как полностью повернулся ко злу.
Потом Профессор оставил и это, и все-таки Кольца опять заставил делать Феанора по наущению Мелькора, который тогда так искусно прикидывался хорошим, что никто-никто не подозревал, что он плохой. Три Кольца сделал Феанор, а Мелькор вот сделал Единое. А когда сбежал, Феанора все равно обокрал.
Потом Профессор начал думать что-то еще про Мелькора и Саурона, но тут же остановился, поняв, что получается слэш, и что там было бы дальше, одному Аллаху ведомо. Профессор пока оставил это дело и вернулся в главу.
Но кроме шуток, все эти наброски демонстрируют потрясающее отсутствие воображения у Профессора. Да-да, правоверные закатывают глаза, мол, ах! сколько всего придумал Профессор! а с воображением ведь у него был швах. Один раз набредя на какой-то сюжетный ход, Профессор пользовался им направо и налево, в дело и не в дело, пока не затаскивал совсем до дыр.
Наконец Профессор унялся и написал более-менее чистовик, а там, добравшись до мозгокопательства Мадам, решил разделить главу на две, "Лотлориэн" и "Зеркало Галадриэли", которая первоначально называлась просто "Галадриэль". Келеборн сделал попытку еще раз поменять имя, сделавшись Арафаином, но ненадолго, потому что дальше он везде Келеборн. Галадриэль и Келеборн все еще с белыми волосами оба. Текст уже совсем близок в ВК, Келеборн уже бесится насчет того, что пустил гнома на порог, но еще впервые слышит о балроге в Мории. Мол, дотоль они в Лориэне толком ничего о нем не знали, потому что гномы не рассказывали, а эльфы только предположения строили.
В реплике Галадриэли есть фраза: "И я жила здесь с ним с дней восхода, когда я прошла через моря с Мелиан из Валинора".
Если в ВК в сцене мозгокопательства только Арагорн и Леголас выдерживают взгляд Галадриэли, то здесь сначала вообще никто не мог его выдерживать, а потом только никто из хоббитов.
"... и их чувства описаны так: "Казалось, что каждый из них имел подобный опыт и чувствовал, что ему был предложен выбор между тенью, полной страха, и чем-то, что он сильно желал, что лежало ясно перед его мыслями освещенным завлекающим светом." Замечание Боромира по этому предмету и ответ Инголда (Арагорн тут опять Инголд!) здесь следующие:
"Мне это показалось крайне странным", - сказал Боромир. - "и я не чувствую слишком большой уверенности насчет этой эльфийской леди. Может быть, это было только проверкой, и она искала прочесть наши мысли для своей забавы; но я почти должен сказать, что она искушала нас и предлагала нам то, что она имела власть дать. Нет нужды говорить, что я отказался слушать, коль скоро дар не был предложен всем одинаково. Люди Минас Тирита по крайней мере верны своим друзьям.". Но что он думал, леди предложила ему, Боромир не сказал.
"Ну, что бы ты ни думал о леди", - сказал Инголд, - "она, кажется, друг Гэндальфа. Хоть это был один из его секретов, которые он не рассказывал мне. Сегодня ночью я буду спать без страха в первый раз с тех пор, как мы покинули Ривенделл..."
Ничего не сказано еще об опыте Фродо".
После слов Боромира карандашная добавка к рукописи гласит: "здесь вставить, что думал Фродо?" и "Также не стал и Фродо (рассказывать, в смысле). Было ли это искушение или открывание для себя пути бегства от своей задачи, о чем он уже втайне помышлял, он не мог сказать. Но теперь когда мысль была сделана ясной, он не мог забыть ее".
Напротив этого Профессор написал: "(скорее так: ) И что до Фродо, он не хотел говорить, хоть Боромир нажимал на него с вопросами. "Она держала тебя долго под своим взглядом, Хранитель кольца", - сказал он. "Да", - сказал Фродо. - "но я не скажу больше, чем это: мне не был дан выбор". Он сник и положил голову на колени".
Ответ Фродо Боромиру был затем вычеркнут с пометкой: "Нет! ибо это не соответствует сцене у Зеркала", и заменен следующим: "Да", - сказал Фродо, - "но что бы ни пришло тогда мне в мысли, я буду хранить там" (как в ВК)".
Остаток рукописи очень близок к тексту ВК.
На обороте одной из страниц опять вычеркнутый фрагмент на ту же тему: "в Древние Дни Саурон Великий изобрел много чудесных вещей. Какое-то время его цель не была обращена полностью ко злу или была скрыта; и он ходил много между эльфов Средиземья и знал их тайные замыслы; и они научились многим вещам от него, ибо его знание было очень велико. В те дни Кольца Власти были сделаны эльфами-кузнецами, но Саурон присутствовал при их создании: его была мысль, а их умение; ибо эти Кольца (сказал он) дадут эльфам Средиземья власть и мудрость как у эльфов Запада. [Вычеркнуто сразу же после того, как было написано: Они сделали много колец, но Одно, и Три, и Семь, и Девять были кольцами особой силы. Единое только взял Саурон себе в награду]; но он обманул их. [Вычеркнуто сразу же после того, как было написано Ибо, зная тайну колец, он] Эльфы сделали много колец по его указанию: Три, Семь и Девять особой силы и другие меньшего достоинства. Но, зная секрет их изготовления, тайно Саурон сделал Одно Кольцо, Правящее Кольцо, которое управляло всеми остальными, и их власть была связана с ним, чтобы продлиться только так долго, как длилось бы и оно. И как только он сделал его и поместил на свою руку, эльфы обнаружили, что он был хозяин всего, что они сделали; и они были наполнены страхом и гневом. Тогда Саурон искал захватить все Кольца, ибо он видел, что эльфы нелегко подчинились бы ему. Но эльфы бежали и скрыли себя, и Три Кольца они спасли; и их Саурон не мог найти, потому что эльфы скрывали их и никогда снова не использовали их, пока продолжалось господство Саурона. Война и вражда никогда не прекращалась между Сауроном и эльфами с тех дней".
Вот только здесь более-менее наконец-то оформляется концепция, которая нам кажется такой привычной и знакомой: что эльфы делали кольца под руководством Саурона, а он сделал Единое, чтобы управлять остальными. Именно из этого отрывка вырастет потом заключительная часть Сильма "О Кольцах власти", часть которой будет потом вписана в главу о Совете Элронда.
Видения Сэма, реплики Галадриэли, потом Фродины видения Гэндальфа и Бильбо практически слово в слово как в ВК, только уже нет видения Голлума, отсутствует и "огромная фигура человека, который, казалось, стоял, опираясь на дерево, которое было только ему по грудь" (мелькала такая фигня где-то в предыдущих набросках). Кольцо Мадам все еще пребывает Кольцом Земли (окончательно, как мы помним, Три кольца были кольцами воды, воздуха и огня. Какая-то там вульгарная земля эльфв, видимо, не интересовала).
Следующий вариант рукописи уже тщательно переписывал сам Кристофер, когда ему было 17.
Аминь!
Кракодил цдох, переводя и конспектируя 22 страницы текста.