"‘And more deadly to Frodo was this!’ He stooped again and lifted up a long thin knife. There was a cold gleam in it. As Strider raised it they saw that near the end its edge was notched and the point was broken off. But even as he held it up in the growing light, they gazed in astonishment, for the blade seemed to melt, and vanished like a smoke in the air, leaving only the hilt in Strider's hand. ‘Alas! ’ he cried. ‘It was this accursed knife that gave the wound. Few now have the skill in healing to match such evil weapons. But I will do what I can.’"
"- И более смертоносно для Фродо было это!
Он снова нагнулся и поднял длинный тонкий нож. В нем был холодный блеск. Когда Бродяжник поднял его, они увидели, что ближе к концу его кромка была зазубрена и острие отломано. Но как раз когда он выставил его напоказ в растущем свете, они глазели с удивлением, ибо лезвие, казалось, таяло и исчезало, как дым в воздухе, оставляя лишь рукоять в руке Бродяжника.
- Увы! - воскликнул он - Это именно этот проклятый нож нанес рану. Немногие теперь имеют умение в целительстве, чтобы соответствовать подобному злому оружию. Но я сделаю то, что могу".
Эээ... опять не знаешь, за что схватиться в первую очередь.
Во-первых, а скажите мне кто-нибудь, какого черта Арагорн ночью отводил Сэма в сторонку и шептал ему по секрету о смертельной, по теоретическому мнению назгулов, ране Фродо? Если он не хотел сообщать Фроде эту скорбную весть, то какого черта заявляет ее сейчас? А если не собирался скрывать от болящего всю якобы тяжесть его положения, то какого рожна ночью одному только Сэму по секрету шептал?
Во-вторых, о, этот нож! Сколько правоверных теорий носятся с ним как с писаной торбой! И да, конечно, в отрочестве, при первом чтении этот фрагмент таки наводил жути. Этот истаивающий дымком клинок - о, это было страшно!
Но это впечатление давно развеялось, как сам этот клинок. И остались только неудобные вопросы.
Ну надо же, как кстати Арагорн его подобрал! Вот всю ночь лежал клинок в целости и сохранности, и только когда Арагорн взял его в руки, клинок начал таять. Ни минутой раньше! Бывают же совпадения!
А это мое же из старенького. Я уж лучше вряд ли скажу:
Во-первых, непонятно, почему этот клинок спокойно пролежал себе всю ночь, даже не думая таять, а занялся этим ровно сейчас. Вот прям именно тогда, когда сильнее всего впечатление произвести можно.
Или это на него свет дня так действует? Вот така вот магЕя, что металлическое лезвие начисто испаряется при дневном свете. И даже металлических опилок не оставляет, и окисла не осыпается. Аннигилируется нафиг, отакот.
Во-вторых, какой же там кончик у этого клинка и из чего же он сделан, если так легко обламывается уже в мягких тканях?! Да он же от соприкосновения с кожей уже сломается. Потому что я читала умные книжки, основное усилие при нанесении колющего удара тратится на протыкание кожи. Дальше в мягких тканях лезвие идет легко и чуть ли не само собой, даже если тупое. Ну если с костью не столкнется. И если кончик этого клинка способен обломиться даже в мясе, кожу он не проткнет вообще. Сломается прямо при соприкосновении, как сломается, скажем, льдинка. Нож с такими ТТХ не страшен от слова совсем.
Ну ладно, это магия. Должна же она хоть где-то быть. Но объясните мне, на кой черт и с какой целью делать такие клинки? Ведь, надо думать, производство их должно быть более сложным и затратным, чем производство обычных ножей и кинжалов. Да эти моргульские клинки к тому же еще и одноразовые. И ради чего эти затраты? Чтобы с помощью одного ножа добыть одного призрака? То есть, цель - получение призрака? ОК, я готова и на это согласиться. Допустим, Саурон таким образом пополняет свои ряды. Допустим.
Но где же, где эти призраки?! Вон под Минас Тиритом... эээ... внизапнэ призраки на стороне сил Добра и Света. А Темные, у которых этих призраков должны быть тьмы и тьмы, воюют обычными существами из плоти и крови. Которых можно ранить и убить, которых надо кормить и одевать. Так где призраки?! Почему Саурон не подтащил к Минас Тириту пару-тройку призрачных полков, неубиваемых и наводящих ужас?! Почему их нет?!
Потому что автор опять к пятой книге прочно забыл о том, что писал в книге первой. Потому что вся эта призрачная фигня опять оказалась не пришей кобыле хвост ни к куда. Эти призраки - никуда не вписывающаяся ерунда, совершенно чуждая повествованию. Даже волшебный мир Средиземья™ не выдерживает такой фигни, она там не приживается. И оказывается оставленной даже самим автором.
Так и на кой дьявол Ангмарец пыряет Фроду таким ножом? Ах, говорит потом Гэндальф, он метил тебе в сердце, но попал только в плечо. А если бы в сердце попал, то что? Ну Фродо бы помер, но он бы помер и от обычного лезвия. Видимо, подразумевается, что Фродо сделался бы призраком вотпрямщас. Но блинский же род, Саурону нужно Кольцо!! Кольцо, а не призрак какого-то там Фроды. И назгулы поехали в конечном итоге именно за Кольцом, а не адрес Бэггинса узнать. Кольцо забрать, а не призрака из Фроды делать!
И рубануть Фроду обычным мечом было бы гораздо эффективнее.
К тому же, ну стал бы Фродо призраком, и что? Сам бы в Мордор пошел? Да с какой бы это стати?! Я уже спрашивала: с какой стати призраком Фродо должен делать то, чего решительно не собирался, будучи во плоти?
Ну и в-третьих, как обычно: а откуда Арагорн все это знает? В этой части мира назгулов и их клинки не видали уже тыщу с лишним лет. Так с чего Арагорн все это взял?
И что вообще там было вместо этого клинка?
"He sat down on the ground, and taking the dagger-hilt laid it on his knees, and he sang over it a slow song in a strange tongue. Then setting it aside, he turned to Frodo and in a soft tone spoke words the others could not catch. From the pouch at his belt he drew out the long leaves of a plant.
‘These leaves,’ he said, ‘I have walked far to find; for this plant does not grow in the bare hills; but in the thickets away south of the Road I found it in the dark by the scent of its leaves.’ "
"Он сел на землю, и, взяв рукоять кинжала, положил ее на колени, и он пел над ней медленную песню на странном языке. Затем, отложив ее в сторону, он повернулся к Фродо и тихим тоном произнес слова, которые другие не могли уловить. Из мешочка на поясе он вытащил длинные листья растения.
- За этими листьями, - сказал он, - я далеко ходил, чтобы найти их; ибо это растение не растет в голых холмах; но в зарослях к югу от Тракта я обнаружил его в темноте по запаху его листьев".
Опять умереть не встать!
Прежде всего, что это за шаманство?! Что это за пение заклинаний?! К чему это все, если прямыми словами Профессора людям Арды отказано в магии? Ну нет у людей к ней способностей в волшебном мире Средиземья™. Так какого черта Арагорн тут сейчас камлает?
И на каком это таком языке он эту медленную песню-то пел? Всеобщий знают все, синдарин и, типа, квенью Фродо распознает без труда, кхуздул гномы держат в тайне и никого ему не учат, адунаик давным-давно канул в Лету... Так на каком языке сейчас тянет Арагорн?
Он поет свою грустную песню
На одной на единственной ноте
И примерно с таким выраженьем,
Словно медленно тонет в болоте... (из индеанистского фольклора времен моей юности)
И, блин, зачем вообще заклинания?! Ну вон в Палатах Арагорн никаких заклинаний петь и не думал. Если они нужны, то почему он их там не пел?! Забыл, что ли? И почему там сработало на ура без всяких заклинаний (и Фарамир отверз очи после почти трех суток беспамятства и "что прикажет король?"), а тут и с заклинаниями не работает ни хрена?
Поиск растения в темноте по запаху - это просто оголтелый дурдом. Скажи пожалуйста, Хуан хренов нашелся, траву вынюхивать. Вот как это выглядело? Арагорн бегал на четвереньках и носом в землю? Или эта трава пахнет так, что Арагорн на высоте своего носа чует? Вот правда? Пахнет как-то так сама по себе, не цветы во время цветения, не будучи потревоженной, вот просто так столь сильный запах источает?
И почему, блин, Арагорн просто не таскает запас этого чудного ацеласа с собой, если это такой убойной лечебной силы растение?
И тут мне еще кусочек сделался понятен. Ацелас просто считается местными поверьями чем-то вроде чертополоха - нечистую, типа, силу отгоняет. Поэтому Арагорн им и пользуется. И именно поэтому ацеласа и нет в гондорской фармакопее - потому что никакими лечебными свойствами оно на самом деле не обладает, и в Гондоре давно в этом убедились.