Но остаётся не решённым вопрос: что же все таки случилось с Аманом после катастрофы и затопления Нуменора?
Мне кажется, что того не понимал и сам автор. Физических заморочек типа вероятностной вселенной, многомерного пространства, вложенных миров он, естественно, не знал. И знать не хотел, ибо это все против Библии.
Скорее всего, Профессор наделил Аман свойствами рая, в который можно попасть и во плоти (как это описывается в житиях святых), и виртуально (как в откровениях визионеров). Но только по отдельному соизволению господа бога, который в каждом случае самолично рассматривает заявление и выдает туристическую визу. Вот для Бильбо и Фродо такие визы были выданы. А как для Гимли - неведомо!
Правда, и тут не без накладки: по одной из версий Арвен отдала Фродо свой билет в Аман. Но тогда по какому документу отправился туда Бильбо?
Кроме того, отплывающие из Эндорэ в Аман как раз и не попадают! Всем им определено жительство в резервации на Тол Эрессеа.
В общем, Профессор и сам не знал, куда его вынесли попытки скрестить идею Аваллона с раем и чистилищем.
Почему же отплытие на Запад явно воспринимается эльфами как дорога в один конец?
В одном из писем Профессор объяснял, что эльфы нолдор весьма неблаги тем, что "желали дважды съесть один пирог". То есть жить по-своему в Эндорэ, переустраивая его на аманский лад. Улучшая, украшая и сохраняя, в то время как мир обязан ветшать, стареть и исполняться грехами.
Вот раскаявшиеся в этом неэруугодном замысле отправляются на ссыльное поселение, лишенные и возможности жить на родине, и проживать в валарском заповеднике. А нераскаянным судьба истаять и "стать тенями для нового народа". Таков замысел Эру в понимании валар. И такова форма их заботы об Арде.
Короче, в Нюрнберге за меньшее вешали.