А! вспомнила! Я же хотела насчет "Доброго народа" сказать.
Ну, помните, как ХАшные правоверные (а заодно и эльфофилки) вопили, что "Добрый народ" - это контексты-метатексты! Это параллели! Рифмы! Оси, антиоси и прочие векторы! "Добрый народ", мол, - это иносказание! Принятое в английской традиции для фейри и прочих
эльфов. Это мы, мол, темные, не понимаем и тыры-пыры.
Да всё мы понимаем. Мы прекрасно в курсе, что в Англии в раньшие времена было принято называть эльфов местной мифологии не прямо, а "Добрым народом".
Замечательный пример этой традиции мы видим у Теренса Уайта в его "Короле былого и грядущего":
Варт решил, что самое время задать тактичный вопрос, а потому он вежливо кашлянул и сказал:
— Простите, а кто такая Моргана ле Фэй? Все трое ответили сразу.
— Плохой человек, — сказал Маленький Джон.
— Королева эльфов, — сказал Робин.
— Нет, — сказала Мэриан. — Она чародейка.
— Суть в том, — сказал Робин, — что толком никому не известно, кто она. По моему мнению, она из эльфов. И этого мнения, — сказал он, взглянув на жену, — я продолжаю держаться.
Кэй спросил:
— Вы хотите сказать, что она из тех существ в шляпах из колокольчиков, что целыми днями сидят на поганках?
Ему ответил взрыв смеха.
— Безусловно, нет. Таких созданий и вовсе не существует. А эта — настоящая королева да еще и из самых худших средь них.
— Если мальчикам придется в этом участвовать, — сказала Мэриан, — ты лучше объясни им все с самого начала.
Разбойник глубоко вздохнул, распрямил скрещенные ноги, и на лицо его снова вернулось затрудненное выражение.
— Ладно, — сказал он. — Будем исходить из того, что Моргана все же королева эльфов или, во всяком случае, имеет к ним отношение, и что эльфы — вовсе не те создания, про которых вам рассказывала нянька. Кое-кто говорит, что они — Древнейший Народ, живший в Англии еще до того, как сюда заявились римляне, до нас, саксов, и даже до самого Древнего Люда, и что их загнали под землю. Кое-кто говорит, что они немного похожи на людей или гномов, другие говорят, что вид у них самый обычный, а третьи, — что у них вообще нет никакого вида, а просто они принимают любые обличил, какие им в голову забредут. Как бы они ни выглядели, они владеют знанием древних гаэлов. Они в своих норах ведают такие вещи, о которых человеческий род давно позабыл, и о большей части этих вещей лучше бы и не слышать.
— Шепотом, — со странным выражением сказала золотоволосая дама, и мальчики увидели, что маленький кружок сдвинулся потеснее.
— Так вот, — понизив голое, промолвил Робин, — главное в этих созданиях, о которых я говорю, и если позволите, я не стану снова их называть, главное то, что они лишены сердец. И не то чтобы они питали склонность ко злу, а просто если поймаешь кого-то из них и разрежешь, то сердца внутри не найдешь. И кровь у них холодная, как у рыб.
— И они повсюду, там, где беседуют люди. Мальчики оглянулись.
— Успокойтесь, — сказал Робин. — Больше рассказывать вам о них никакой нужды нет. Суть в том, что я уверен: эта Моргана — королева, ну, скажем так, Доброго Народца, и я знаю, что она иногда поселяется в замке к северу от нашего леса, называемом Замок Чэриот. Мэриан говорит, что сама-то королева не принадлежит к эльфам, что она — всего лишь волшебница, которая дружит с ними. Есть люди, которые уверяют, что она дочь герцога Кернуолла. Не это важно. Важно, что нынче утром благодаря ее чарам Древнейший из Всех Народ захватил одного из моих слуг и одного из ваших.
— Неужели Тука? — воскликнул Маленький Джон, ничего не знавший о событиях, поскольку он был в дозоре.
Робин кивнул:
— Весть пришла с северных деревьев еще до того, как поступило твое сообщение о мальчиках.
— Бедный, бедный монах!
— Расскажи, как это случилось, — сказала Мэриан — И, может быть, стоит сначала объяснить насчет имен.
— О Благословенном Народе, — сказал Робин, — мы знаем мало, но знаем, что люди его принимают названья животных. Например, они могут называться Коровами или Козлами, или Свиньями и так далее. Поэтому, если ты кличешь одну из своих коров, всегда нужно указывать — какую именно. Иначе можешь накликать эльфа, — мне следовало сказать Малого Человечка, — носящего то же имя, и если ты вызвал его, он придет и может забрать тебя с собой.
— Похоже, случилось так, — сказала Мэриан, перенимая рассказ, — что Собачий Мальчишка из вашего замка повел собак на опушку леса, где они обыкновенно опрастываются, да приметил там отца Тука, который болтал с живущим поблизости стариком по имени Вот…
— Простите нас, — вскричали оба мальчика, — но не тот ли это старик, что жил в нашей деревне перед тем, как спятить? Тот, что откусил Собачьему Мальчику нос, а теперь превратился в людоеда и обитает в лесу?
— Он самый, — ответил Робин, — только… бедняга, он вовсе не людоед. Кормится травой, корешками, желудями и даже мухе вреда причинить не способен. Боюсь, в ваших рассказах что-то напутано.
— Вот питается желудями, эх, ничего себе!
— А дальше, — терпеливо произнесла Мэриан, — случилось так. Они сошлись втроем, чтобы скоротать денек, и один из псов (по-моему, тот, которого звали Каваль) стал прыгать на бедного Вота, пытаясь лизнуть его в лицо. Старик испугался, а ваш Собачий Мальчишка крикнул: «Пес, ко мне!», желая остановить его. Но не указал на него пальцем. Понимаете, он должен был пальцем на него указать.
— И что было дальше?
— А то, что один из моих людей — Скателок, или Скарлетт, как его именуют в балладах, рубил неподалеку деревья, и он говорит, что они исчезли, просто исчезли вместе с собакой.
— Бедный Каваль!
— Так значит, их эльфы забрали.
— Ты хочешь сказать — Мирный Народец.
— Да, извиняюсь.
Так что да, "Добрый Народ" в Англии был обычным кеннингом, чтобы избежать всяких магических неприятностей.
Тот же Рэтлифф в "Истории Хоббита" ссылается на эти английские обычаи. Что, мол, выражение "Добрый народ" Профессор использовал в этом смысле.
Но! Но, блин, внутри сюжета нет никакой Англии! Нет никаких английских поверий! Хоть бы Профессор это выражение сто раз употребил в этом смысле, во рту бы слаще не стало!! Потому что Арда не знает английских поверий, ей нет до них никакого дела, они не действуют там. Внутрисюжетный рассказчик не может пользоваться выражением "Добрый народ" в том смысле, о каком пишет Рэтлифф и вопят правоверные эльфофилки. И никакой автор не может заставить этого рассказчика так поступать.
Вот в чем засада: Средиземьененашмир. Там, в Средиземье, не работают наши поверья. Там нет народа холмов.