Если киевляне ходили в Константинополь, значит, в низовьях Днепра у них стоял флот с морскими судами - и никак иначе!
Про кораблестроение в низовьях Днепра нам ничего не известно не из документов, не из археологии. Уже при Игоре территории вдоль устьев Дона и Днепра контролировали печенеги. И чтоб держать там флот, требовалось оставлять гарнизоны. Значит, существовали бы остатки укреплений. А их пока что не обнаружили.
Да, а вот Рольф-викинг взял Париж, придя по Сене с моря. И вообще эти самые викинги на морских драккарах поднимались высоко и по Роне, и по Рейну.
Я знаю, что для мореходности потребна осадки и балласт, а для управляемости - киль. Но ведь плавали люди Северо-востока по морю и большим рекам на одних и тех же судах!
Саруман случайно изучал именно это и ничего не забыл за как минимум две тысячи лет!
Так он же майа, не должен забывать ничего, раз силовая форма жизни.
Так что Саруман мог учить этому только (только!!) кораблестроителей. Потому что только среди них это было востребовано.
Ну, мог же, как Петр Великий, и корабелов нанять, и подданным просто велеть учиться корабельному делу. А то "твой дом - турма!".
После разорения Смаугом Эребора народ Трора какое-то достаточно долгое время жил в Дунланде - это прямо в каноне сказано. А если жили, значит, пришли на уже знакомое место. И значит, и торговали.
Но вот непосредственно в момент пожалования Саруману Ортханка и окрестных земель и до конца войны никаких гномов южнее тракта нет.
Они не могут быть безлюдны.
Безусловно. Но карта нарисована так, что выглядит схемой санно-тракторных маршрутов по Антарктиде. Не обозначены даже места стоянок и торгов.
А как должна была выглядеть карта с местами ведомыми? Должны быть человечки нарисованы? Или что?
Обозначены поселения, в которых купец мог бы от непогоды укрыться, коней перековать, припаса прикупить, а товаров продать. От жуликов защиты попросить, в конце концов.
Блин, ну вот же дороги через эту территорию идут - кто-то же по них перемещается!! (а заодно это доказывает, что автору карты места ведомы - дороги-то кто-то нарисовал).
Нарисованы скорее не дороги, а маршруты. Нигде не указан хоть один городок на этих дорогах.
А то прям Саруман первым торговать додумался, ага.
Раз на этой территории существовало государство Арнор, то были и торговля, и торги, и погосты. а также и гораздо раньше, еще и до нуменорцев. может, даже до Моргота. Это очевидно.
Не повезло же Саруману поселиться как раз в таком месте!
Я о привозном зерне, которое должно быть дешевле местного за счет обмена на дешевые ремесленные товары.
а где-то там прям жители на мешках сидят, все глаза проглядели, ждут: да когда ж к ним покупатели из Изенгарда придут!
Ну а с чего эти скифы-пахари, скифы-земледельцы, всякие там меланхлены продавали зерно грекам? Железа, кстати, у них своего хватало за глаза. Находим привозные украшени, керамику и прочие высокотехнологические изделия из средиземноморья.
Так что, может, и на мешках сидели, желая чего особенного, быт украшающего прикупить. Тем более, что память о более высокой культуре Арнора должна остаться.