Есть в геометрии такой приём – нахождение точки по двум линиям. Ведь если две прямые не являются паралеллными, они непременно пересекутся, и точка пересечения может быть только одна.
Я невольно крутила так и этак версию Кроки с утоплением Мордора в качестве аргумента для Саурона, а попутно – собственную версию "Кольцо не то". Какие-то прихотливые извивы мыслей держали эти идеи рядом. И вдруг они сошлись в одной точке – и оказалось, что такая постановка вопроса объясняет многие неясности и убирает сразу несколько роялей.
Но давайте начнём с начала.
Начало, на мой взгляд, было положено в 2850-м году 3 Эпохи, когда, согласно официальной хронологии, Гэндальф опознал в хозяине Дол Гулдура Саурона. Пожалуй, тогда и родилась у него идея: сделать своим союзником того, против кого он призван бороться. К этому времени Средиземье осточёртело Гэндальфу до крайности, но он не хотел возвращаться побеждённым. Однако, он ясно понимал, что в одиночку Саурона не одолеет, а на собственных напарников надежда слабая: им, всем по-разному, но, как выяснилось, и здесь хорошо. Каждый нашёл себе применение и возвращаться не собирается. Неприкаянным остался он один. И он обращается непосредственно к Саурону.
Хочу оговорить один момент: Гэндальф отнюдь не дурак. Он коварен, двуличен, он лицемер и словоблуд, но никак не дурак, поэтому аргумент, который он приводит Саурону, не может того не заинтересовать: мол, перед отправкой истарей Средиземье Валар сказали им: "Мы хотели потопить Мордор, когда Саурон в очередной раз окопается в нём. Но это очень трудоёмкий и энергозатратный процесс. Поэтому мы и хотим сперва использовать вас, как последний вариант. Если уж вы распишетесь в собственном бессилии, тогда мы откроем шлюзы.
Для Саурона, пережившего два валарских потопа, это должно было прозвучать более чем убедительно. И там же, в Дол Гулдуре они приступают к совместному выковыванию плана.
Конечно, проще всего было изобразить победу над Сауроном вотпрямщас, но это не устраивает Гэндальфа. Саурон сейчас относительно слаб, и победить его – невелика заслуга. Нет, ему нужен блеск, триумф, фейерверк! Для этого нужно дать Саурону возможность вернуться в Мордор и там, в тишине и безопасности, собрать новое войско, обрести могущество – и тогда Гэндальф его победит и предстанет в сиянии славы.
Но сразу же происходит облом! Глава Белого Совета Саруман, исходя из собственных соображений, отказывается идти на Дол Гулдур. Заговорщики пока вынуждены отложить свои планы – им спешить некуда. Саурон продолжает мутить воду, Гэндальф присматривается к обстановке.
Тут надо сказать о связи. Связь между ними, безусловно была, причём, довольно оперативная. Пока Саурон сидел в Дол Гулдуре, а Гэндальф отирался восточнее Мглистых гор, это было не очень сложно. Впоследствии пришлось перейти на голубиную почту или что-то в этом духе.
Трудно сказать – когда, но не позже середины 2930-х годов, кому-то из них, на мой взгляд, скорее всего – Саурону, приходит в голову мысль задействовать Кольцо. Я прямо вижу этот диалог во время их встречи, инициатором которой стал Саурон. Он прямо-таки сиял – особенно по контрасту с унылым Гэндальфом.
- Что я придумал! - воскликнул он, едва заметив сообщника.
- Надеюсь, это действительно нечто стОящее, - промямлмл тот, пребывая не в лучшем расположении духа.
- Кольцо!!!
- Что – Кольцо? - не понял Гэндальф.
- Нам надо включить в план Кольцо! Вся интрига должна вертеться вокруг Кольца. Ведь вокруг него столько накручено, что осталось ещё чуть добавить – и я сам уверую, что, если его получу, то заполоню всю Арду Тьмой! В общем, сочинить должную легенду придётся тебе, что труда не составит – ты мастер на такие штуки. Закрутить хитрую интригу вокруг Кольца, привлечь внимание эльфов, Гондора, чтобы всё было покрыто тайной... для лучшего распространения сплетен и слухов. А потом ты с громом и грохотом уничтожаешь Кольцо, я - пфффф! - типа развоплощаюсь, все счастливы. Ну? Что ты смотришь на меня с кислым видом? Я тебе такой план придумал, а ты...
- План хорош... - промямлил Гэндальф. - Кроме одной его детали. А именно: где взять Кольцо? Или... ты нашёл его?
- Где же его найдёшь теперь! Нет, оно сгинуло безвозвратно... разве что какая-то чудесная случайность приведёт его вновь в наши руки... но в такое я не верю.
- Но как же тогда?
- Да проще простого! Если учесть, что наш план – это липа, то подойдёт люое из волшебных колец – хоть гномье, хоть человечье... а можно и изпервоначальных какое-нибудь – сам знаешь, их было много наделано. Лишь бы оно гладким было, без камней. Надпись сделать не проблема. Кто видел настоящее вблизи? Я да ещё Исилдур, но тот уже никому ничего н е скажет. Будут проявляться какие-то свойства необычные, подтверждающие его... волшебность, да и ладно.
- Мне этого делать нельзя, - подумав, решил Гэндальф. - Нужен исполнитель. Такой... нейтральный.
И он начал искать достойного исполнителя. Возможно, поначалу делал ставку на гномов, но отказался от этой идеи: гномы строптивы, себе на уме, у них слишком сильны клановые связи, чтобы можно было положиться на кого-то одного. Вероятно, именно тогда возникла мысль привлечь хоббита. Гэндальф не зря издавна приглядывался к этим нсуразным созданиям. Казалось бы, какой от них прок? Но он уяснил, что среди них попадаются экземпляры, которые очень легко привязать к себе и сделать послушной игрушкой, готовой на всё. А с другой стороны – кто примет такого всерьёз?
Тут очень кстати под руку подворачивается Торин со своей жаждой реванши и возврата Эребора, и Гэндальф проворачивает интригу, благодаря которой Торин уверовал в то, что с помощью мага дракона можно как-то одолеть, и собирает команду. Её состав и количество для Гэндальфа не имеют ровно никакого значения. Главное: организовать поход к Мглистым горам и всенепременно воткнуть в отряд присмотренного заранее Бильбо Бэггинса, которого отправляют с единственной целью – подсунуть ему кольцо.
Сразу хочу оговорить вот что: я сейчас совершенно выношу за скобки персонажа, известного нам под именем Голлум. Хотя бы потому, что я ничуть не уверена, что Голлум, которого Бильбо встретил в пещерах и Голлум, фигурирующий далее – это одно и то же лицо. Голлум такая фигура, что относительно него можно придумать 100500 версий, а прелесть ситуации заключена в том, что ни одна из них не играет никакой роли для сюжета! Был ли он от рождения хоббитом, или это неудачный экземпляр майа, один он или всё-таки фигурируют два разных лица – это всё совершенно не важно. Поэтому не будем говорить о нём вовсе. После можно придумать для него версию и аккуратно её вписать в события. Всё равно Бильбо нашёл бы Кольцо – это обеспечивало особое подразделение орков, в задачу которых входило сделать так, чтобы Бильбо кольцо нашёл, а потом беспрепятственно вышел из туннелей. Возможно, там и кто-то из назгулов был задействован.
Операция прошла блестяще, даже лучше, чем Гэндальф надеялся. Вряд ли он предполагал, что гномы всерьёз дойдут до Эребора. Он потому и отряд бросил на подходе к Мирквуду – авось, без него обратно повернут! Не повернули, наоборот, события дальше развивались так, что у Гэндальфа дух захватило: дракон был убит, а северные орки разбиты. Саурон особых претензий не предъявлял: эти дальние и, возможно, полудикие народности ему не особо и подчинялись, зато он, воспользовавшись заварушкой, смог наконец вернуться в Мордор.
Вот тут и кроется причина, почему Гэндальф целых 80 лет "не понимал", что за кольцо находится во владении Бильбо – ему надо было дать Саурону возможность накопить силы. Тот принимается за дело весьма активно, и в начале весны 3018 года даёт отмашку Гэндальфу: начинаем!